Фото 1942 года, на котором запечатлен Packard Clipper, выезжающий со сборочной линии завода, в окружении рабочих, наложенное на фото того-же выезда в 2013 году (Фото с сайта http://detroiturbex.com/ )
Рождение завода Паккард и его расцвет
Итак, 1903 год. На улице East Grand Boulevard строительная ассоциация Альберта Кана (Albert Kahn Associates) построила огромный завод для Паккарда - полезная площадь всех его помещений составляла 325000 квадратных метров, а в плане весь завод занимал площадь более чем в 16 гектар. Впервые в США при строительстве индустриальных зданий были применены железобетонные конструкции (возможно, поэтому здания стоят до сих пор, несмотря на пожары и прочие детройтские несчастья). На то время этот завод был признан самым передовым во всей автомобильной промышленности, для него заказывались новейшие станки и инструменты, а мастеров на работу нанимали после восьми собеседований и проверок (примерно как сейчас в google или microsoft).
Окончание строительства завода Паккард в 1903 году (Фото с сайта http://detroiturbex.com/ )
Так выглядел сборочный кузовной цех Packard в 1906 году. Разумеется, все собиралось вручную (Фото с сайта http://detroiturbex.com/ )
Тест-драйвы в те годы были незамысловаты - обычно на автомобиле ездили за несколько сотен километров и смотрели, что отвалится. Данный автомобиль Packard 1904 года выпуска возвращается на завод из своей четвертой поездки в Чикаго (примерно 250 км от Детройта) по бульвару Вашингтона (Фото с сайта http://detroiturbex.com/ )
Оригинальный размер: 839x533 - 190Kb
Десятки автомобилей возвращаются с тест-драйвов для поступления в магазин на продажу (Фото с сайта http://detroiturbex.com/ )
Примерно в 1910 году здания завода стали приобретать тот вид, который он имеет и по сей день: например, к зданию справа наращивают третий и четвертый этажи (Фото с сайта http://detroiturbex.com/ )
С основания завода и большую часть безбедного довоенного существования его директором был Джеймс Элвон Маколэй (James Alvan Macauley), по совместительству также устроившийся президентом национальной ассоциации производителей автомобилей в США. Эта работа была абсолютно заслуженной: за очень быстрое время Маколэй вывел Packard в лидеры разработчиков и производителей автомобилей люкс-класса. В Америке было всего две компании, которые могли хоть как-то конкурировать с Паккардом - Pierce-Arrow из Буффало (Нью-Йорк) и Peerless из Кливленда (Огайо), всю троицу называли в те годы "три П американского автомобилестроения". Вместе с тем, Packard легко конкурировал и с люксовыми производителями автомобилей в Европе: с 20-го по 30-е годы Packard экспортировал из Америки в два раза больше автомобилей своего класса, чем любая другая автокомпания в США. В 1931 году десять автомобилей Паккард приобрела королевская семья Японии.
Вот некоторые популярные модели Паккард начала века:
Packard Model L Touring 1904 года. Таких моделей было продано всего 207 штук, так как в то время они стоили примерно 3000 долларов, что было весьма недешево.
Packard Dominant Six 1912 года. Фото из архива Camp Dix - http://www.flickr.com/photos/rich701/sets/72157626730622795/
Собакен, сидящий на ящике ЗИП на Packard Dominant Six, 1912 год. Фото из архива Camp Dix - http://www.flickr.com/photos/rich701/sets/72157626730622795/
Packard Twin Six Phaeton 1916 года. На эту модель ставился только-только разработанный двигатель "Twin Six" (V12), который выдавал мощность в целых 88 лошадиных сил.
Оригинальный размер: 2048x1536 - 2Mb
Packard Twin Six Touring 1916 года
Оригинальный размер: 2000x1500 - 509Kb
Packard Eight LeBaron Town Car 1930 года. Packard Eight - самая популярная довоенная модель фирмы.
Packard Model 905 Twin Six Sport Phaeton (кузов сделан в ателье Ray Dietrich), 1932 год, номер шасси: 900363
Оригинальный размер: 1024x683 - 152Kb
Packard планомерно расширял свой бизнес. В начале 1910-х годов у фирмы было 104 станции обслуживания в разных городах США, а с 1912 года, в дополнение к люксовым авто, они стали выпускать и грузовики.
Жизнь завода Packard Plant во время второй мировой войны
Но давайте вернемся к заводу в Детройте. С середины 1910-х годов он все более рос и расширялся, а в начале 1920-х линия по ручной сборке кузовов была заменена на простейшую автоматизированную сборочную линию.
Сборочный конвейер для кузовов (Фото с сайта http://detroiturbex.com/ )
Одна из энергоустановок на заводе Packard plant, ее мощность составляла 3000 лошадиных сил (примерно 2.2МВт) (Фото с сайта http://detroiturbex.com/ )
Склад запчастей для любого производившегося на тот момент автомобиля Паккард (Фото с сайта http://detroiturbex.com/ )
В конце тридцатых годов стало понятно, что здания, построенные в начале века, не приспособлены для автоматизированной сборочной линии. Это подтолкнуло Паккард к большим инвестициям и серьезной перестройке некоторых зданий, в число которых вошла постройка знаменитого моста через Гран Бульвар, через который как раз и проходил один из конвейеров.
Что касается великой депрессии в США в тридцатых годах, то Паккард решил сделать ход конем - выпускать еще более люксовые авто, чем прежде, сузив целевую аудиторию до минимума, но такого, у которого уж точно были деньги. Впрочем, в отличие от конкурентов, таких как Cadillac или Lincoln, у Паккарда, с одной стороны, гораздо лучше на момент наступления кризиса обстояли дела с финансовым положением, но с другой, не было могущественного и богатого покровителя, как Ford у Lincoln и GM у Cadillac, которые могли бы "прикрыть" убыточность рынка. А вот прямой конкурент Паккарда - компания Peerless прекратила производство в 1932 году, а к 1938 году закрылись Stutz, Duesenberg, Pierce-Arrow и еще с десяток других. Из "трех П американского автомобилестроения" к началу сороковых годов остался только Packard.
1939 год. Строительство моста через East Grand Boulevard между южной и северной частью Packard Plant (Фото с сайта http://detroiturbex.com/ )
Слева - так мост выглядел в 1939 году после постройки, справа - так он выглядит в наши дни (фото 2013 года) (Фото с сайта http://detroiturbex.com/ )
Оригинальный размер: 1334x588 - 202Kb
Сборочная линия Packard Plant, проходящая через вышеупомянутый мост: слева - снимок 1941 года, справа - 2013 (Фото с сайта http://detroiturbex.com/ )
Оригинальный размер: 1328x562 - 191Kb
С наступлением второй мировой войны завод временно прекратил производство автомобилей и переключился на авиационные и корабельные двигатели. Всего за время войны Паккард произвел более 50 тысяч двигателей для кораблей и самолетов.
Последний предвоенный автомобиль Packard Clipper выезжает из сборочного цеха (Фото с сайта http://detroiturbex.com/ )
В 1945 году, с окончанием войны, завод очень быстро переключился снова на автомобильное производство. При этом было перестроено множество заводских помещений и налажено несколько новых сборочных линий. Использовалось все свободное место: несколько зданий, например, между которыми были проезды, были соединены в одно большое.
Обновленная автоматизированная сборочная линия, снимок 1948 года (Фото с сайта http://detroiturbex.com/ )
В начале сороковых годов в Детройт стали приезжать жители с юга США в поисках хорошо оплачиваемой работы, которую на тот момент могла предложить оборонная промышленность. Паккард, разумеется, как производитель двигателей, стал одним из основных мест, где такая работа предоставлялась. Тут надо заметить, что в Детройте с самого его основания жило много негров, но они, в принципе, вписывались в местный колорит и в довоенное время никаких особых проблем с сегрегацией и обострениями отношений между белыми и черными не было. Приезд большого числа работников (а большинство из них были негры) серьезно изменил эту ситуацию.
Основная проблема была с жильем. Правительство Детройта начало программу по постройке новых жилых районов, и не всегда эти районы были разделены по цвету кожи. Естественно, перспектива постройки на границе спокойного фешенебельного белого района новых домов, в которые планировалось заселить чернокожих рабочих, вызывала бурление в рядах белых жителей Детройта. Все это привело к многочисленным стычкам, а позже - и к полноценным беспорядкам с мордобоем, кражами и даже трупами на улицах Детройта.
В феврале 1942 года белые вышли на протест против въезда чернокожих в новопостроенные дома в районе Sojourner Truth. Протест закончился тем, что 40 человек отправились в больницу, а примерно 200 (в основном, негры) было арестовано. В результате правительство приостановило заселение района (Фото с сайта http://detroiturbex.com/ )
После месяца тяжелых дум и переговоров правительство все-таки решило, что неграм стоит жить в Sojourner Truth. Фургоны с вещами при переезде пришлось охранять полицией, а на месте выгрузки дежурили наряды из национальной гвардии Мичигана (Фото с сайта http://detroiturbex.com/ )
20 июня 1943 года в Детройте на Вудуорд авеню (Woodward Avenue) произошла одна из самых кровавых стычек на расовой основе в истории США. Началось все с драки подростков, а закончилось через три дня (когда в город вошли солдаты национальной гвардии) 34-мя трупами и несколькими сотнями пострадавших (Фото с сайта http://detroiturbex.com/ )
Обострения на заводах начались в 1945 году, когда цены на продукты, да и вообще на жизнь сильно выросли, и рабочие, поддерживаемые профсоюзами, потребовали повышения зарплаты на 30 процентов. Руководство завода General Motors отказало в повышении, и это вылилось в стычку, в которой участвовали 30 тысяч человек, и которая продолжалась три месяца. Правда, завод Packard это почти не затронуло.
Послевоенные годы - начало трудных времен для Packard Plant
В первый послевоенный год, 1946, Паккард имел довольно хорошее финансовое положение. Однако, несколько просчетов руководства завода скатили все дела к трудноконтролируемому спаду. Одним из просчетов была попытка выйти на рынок среднеклассовых дешевых автомобилей, и даже попытка выпуска моделей-такси. Это закончилось фейлом - Паккард, все-таки был не так велик, как GM или Ford, и в результате богатенькие покупатели были потеряны, а новые не очень богатенькие - так и не были приобретены. Конечно, производились и шикарные Packard Clipper, однако это все-таки была довоенная модель (1941 года), а, к примеру, Studebaker и Kaiser-Frazer стали в то же время производить современные более красивые кузова. Почти у всех конкурентов новые модели автомобилей появились на рынке в 48-49 годах, а Паккард предложил новинку лишь в 1951-м. Роль лидера рынка люксовых автомобилей в США была Паккардом потеряна, и новые стандарты элитных авто теперь диктовали Линкольн и Кадиллак.
Packard Super Deluxe Clipper 1947 года
Оригинальный размер: 1024x680 - 112Kb
В 1951 году дизайнером Джоном Рейнхартом (John Reinhart) была разработана новая линейка моделей для Паккарда - купе и седаны Packard 200, 250, 300 и 400 (по возрастанию люксовости). У них, наконец-то, появилась современная (для 50-х) внешность, да и пятилитровые двигатели не должны были позволить упасть модели лицом в грязь.
Новая модель Packard 300 в 1951 году в офисе административного здания Packard Plant (Фото с сайта http://detroiturbex.com/ )
С 1951 года удалось продать всего чуть более ста тысяч экземпляров всех моделей обновленной линейки Паккард. К сожалению, рынок был почти полностью захвачен "большой тройкой" - GM, Ford и Chrysler, и маленьким компаниям пришлось объединятся: так, в 1953 году Kaiser обьединился с Willys; Nash и Hudson стали AMC (American Motors Corporation). В то же время продажи и, соответственно, производство на Packard стали падать: завод Packard Plant работал всего на 50% мощности. В это время, в мае 1952 года, на завод пришел кризисный менеджер Джеймс Джей Нэнс (James J. Nance), который решил решительно завернуть производство среднеклассовых моделей и вернуться к производству люксовых авто, чтобы составить конкуренцию Кадиллаку.
По заказу Нэнса в 1953 году была разработана модель Packard Caribbean convertible - люксовый кабриолет ограниченной серии (было выпущено 750 штук) - прямой конкурент Cadillac Eldorado.
Packard Caribbean convertible 1953 года
Оригинальный размер: 1000x667 - 136Kb
Несмотря на отличный прием Caribbean convertible и его продажи, в 53-54 годах "большая тройка" вовсю демпинговала цены на рынке, а также проталкивала дилерам свои модели, не пуская конкурентов, и в результате дела Паккарда все более ухудшались. AMC предложили Паккарду объединится с ними, однако Нэнс отказался, лелея надежду на новую модель, которая должна была вот-вот выйти. И все-таки ее выпуск пришлось отложить до 1955 года, так как слиться все-таки пришлось. Правда, не с AMC, а с фирмой Studebaker - в 1954 году.
Однако я опять отвлекся. Все новые модели с 1954 года производились уже на более современном заводе на Conner avenue в Детройте, так как Packard Plant сильно устарел в технологическом плане и не соответствовал современным требованиям к выпуску автомобилей.
Демонтаж сборочной линии непосредственно после сборки последнего автомобиля Packard на Паккард плант. Фото 1954 года (Фото с сайта http://detroiturbex.com/ )
Смерть и разложение завода Packard Plant
В 1956 году все автомобильное производство на Packard Plant было демонтировано и завод закрылся. Теперь производство располагалось в Индиане, в городе South Bend. В 1958 году вся земля и помещения завода были куплены и превращены в "индустриальный парк" (Motor City Industrial Park), что-бы это не значило.
Так выглядел бывший packard Plant в 1958 году (Фото с сайта http://detroiturbex.com/ )
Парк просуществовал аж до 1999 года, пережив еще одни серьезные волнения на расовой почве в Детройте в середине шестидесятых, и был закрыт правительством города за долги по неуплате налогов. При этом владелец парка, Доминик Кристини (Dominic Cristini) устроил судебную тяжбу с городом, которая закончилась только в 2007 году. Все это время все помещения, оставшиеся от завода почти без изменения с сороковых годов, медленно приходили в негодность и разграблялись мародерами. К 2008 году завод стал выглядеть как загаженный бомжатник.
Фото Motor City Industrial Park в 2008 году (Фото с сайта http://detroiturbex.com/ )
Впрочем, такое повсеместно происходило с большинством предприятий Детройта. Отдельные организации и предприятия получили финансирование и стали возрождать свои здания только с началом 2014-го года. К счастью, сейчас забрезжила надежда, что будущее у Детройтских улиц, зданий и промышленности все-же возродится.
Что же касается фирмы Packard, то, фактически, она прекратила свое существование в 1958 году, когда прекратила производить автомобили. В 59-ом году корпорация Studebaker-Packard полностью убрала бренд Packard с автомобильного рынка.
Интересные ссылки по заводу Packard Plant и по истории Детройта:
1. http://detroiturbex.com - крайне интересный сайт в фотографиях о жизни Детройта и его предприятий (в том числе автомобильных заводов) с начала 20-го века (англ.)
2. http://en.wikipedia.org/wiki/Packard - История компании Packard (англ.)
3. http://www.ohioconcours.com/1999/h99f.htm - Галерея фотографий автомобилей Packard