Давайте же немного окунемся в историю этой неубиваемой марки - Morgan.
Morgan Cyclecars, 1909 - 1952
В августе 1881 года в Хердфоршире (Англия) рождается H.F.S. - Генри Фредерик Стенли Морган (Henry Fredrick Stanley Morgan). После обучения у лучших на то время железнодорожных инженеров, Уильяма Дина (William Dean) и Джорджа Джексона Черчуорда (George Jackson Churchward) он устраивается работать в железнодорожное конструкторское бюро G.W.R Swindon, и примерно тогда же приобретает свой первый автомобиль - Eagle Tandem, а затем меняет его на Little Star (производитель - компания Star Motor Company). В 1904 году Морган понимает, что проектирование локомотивов его интересует все меньше, а вот автомобили - все больше (в 23 года понять, что тебя интересует в жизни - большая редкость). Заняв денег у отца, H.F.S. покупает здание Chestnut Villa на Ворчестер Роуд, и организует там гаражную автомастерскую со своим другом по железнодорожному КБ - Лесли Бэконом (Leslie Bacon), который тоже интересовался автомобилями больше, чем поездами (а может быть это все-таки было влияние Моргана). Чуть позже их мастерская становится дилером марок Darracq, Wolseley, Siddeley и Rover. Однако, инженерные изыски Моргана не давали ему покоя, и это ожидаемо вылилось в идею создания своего собственного автомобиля. Им в 1909 году стал одноместный трехколесный автомобиль Morgan Runabout: мотоциклетный двигатель Peugeot V-twin мощностью 7 лошадиных сил с простой трансмиссией ставился на легкое трехколесное шасси с почти полным отсутствием кузова, и в итоге получилось то, что назвали "Cyclecar". Трех-колесники в то время позволяли обходить британские налоги на автомобили, так как приравнивались к мотоциклам, а потому были гораздо доступнее населению. Дешевизна такого автомобиля открыла путь в мир машин людям с тонкими кошельками, однако с желаниями путешествовать не пешком, а на колесах, и популярность автомобиля становилась все больше и больше: Morgan Runabout стал автомобилем для масс. Можно даже сказать, что H.F.S. стал первым в мире человеком, придумавшим "народный" автомобиль.
Вскоре после появления первого Runabout были построены двухместные и, чуть позже, четырехместные трех-колесники с вполне оформившимся кузовом, которые были уже полноценными автомобилями, и в которых можно было ездить всей семьей. В 1912 году была зарегистрирована компания Morgan Motor Company, с Генри Морганом в качестве управляющего директора и его отцом, H. G. Морганом (он, кстати, был викарием в церкви в местечке Сток Лэйси (Stoke Lacy)) в качестве председателя (так как он был, так сказать, инвестором).
Этот четырехместный Morgan Runabout был представлен на Лондонской выставке Olympia Show в ноябре 1911 года (фото с сайта http://www.morgan-motor.co.uk/history/ ) -
Оригинальный размер: 1000x706 - 172Kb
А вот это самое начало - тот самый гараж на Chestnut Villa (1905 год) (фото с сайта http://www.morgan-motor.co.uk/history/ ) -
Оригинальный размер: 1000x649 - 191Kb
Самый первый cyclecar - одноместный Morgan Runabout 1909 года (фото с сайта http://www.morgan-motor.co.uk/history/ ) -
Оригинальный размер: 1000x827 - 234Kb
Первый серийный Morgan Runabout был представлен на мотоциклетной выставке Olympia motorcycle show в Лондоне в ноябре 1910 года. Серийные трех-колесники выглядели уже более серьезными, чем первый Runabout - хоть автомобиль и был одноместным, плюс управлялся рычагом, на него уже предлагалось два варианта двигателей: одноцилиндровый мощностью 4 л.с. или восьми-сильный V-twin от Лондонской фирмы J.A. Prestwich. В 1911 году для "ранабаутов" была разработана двухместная версия, уже получившая рулевое колесо и полноценный капот для двигателя, и именно она стала популярной и, фактически, принесла Моргану первый полноценный успех и доход. Ее заметил и некто мистер Бурбридж (Mr Burbridge), в то время управляющий универмагом Harrods (самый известный магазин в Лондоне, причем и спустя более сто лет он таким остается). Впоследствии универмаг Harrods стал первым дилером Morgan Motor Company, с эксклюзивным правом продавать все автомобили Morgan Runabout, и более того, одна из машин заняла место в витрине универмага, что ни до, ни после не удавалось сделать более ни одной автомобильной марке в мире. К сожалению, сотрудничество Morgan и Harrods продолжалось недолго: контракт требовал установки кузова с капотом и крышей на Runabout, а он был тяжелым и плохо сказывался на ходовых качествах трехколесного автомобиля, поэтому вскоре Morgan разорвал контракт.
Одноместный серийный Morgan Runabout образца 1910 года (фото с сайта http://www.morgan-motor.co.uk/history/ ) -
Оригинальный размер: 1000x740 - 159Kb
Серийный двухместный Morgan Runabout 1911 года с кузовом от Harrods (фото с сайта http://www.morgan-motor.co.uk/history/ ) -
Оригинальный размер: 1000x740 - 245Kb
Трехколесные cyclecar-ы успешно участвовали и в гонках. За время успеха Runabout-ов, с начала 10-х годов до начала первой мировой войны в 1914 году, ими было завоевано 24 золотых медали в различных соревнованиях, не считая кучи побед в различных местных гонках; кроме того, было установлено несколько мировых рекордов среди автомобилей с тремя колесами. Первой ошеломляющей победой был выигрыш на International Cyclecar Race в Бруклэндс: пилот Гарри Мартин (Mr. Harry Martin) закончил гонку за 8 с половиной минут, при этом опередил второго участника на целых две минуты!
Пилот МакМиннис (W.G. McMinnies) со своим пассажиром в Morgan Runabout побеждает в гонке International Cyclecar Grand Prix at Amiens 1913 года, Франция. Мистер МакМиннис принес Моргану неплохую последующую рекламу, так как был главредом журнала "Cyclecar". Фото с сайта http://www.morgan-motor.co.uk/history/ -
Оригинальный размер: 1000x755 - 230Kb
В 1918 году, с окончанием первой мировой войны, Morgan стала первой автомобильной компанией, сумевшей вернуться к серийному производству трех-колесников. Произошло это, в основном, благодаря простоте конструкции, и, соответственно, простоте производства Morgan Runabout. Правда, сборочные цеха теперь располагались в новом месте - на фабрике около Pickersleigh Road, но это, к тому же, еще и позволило расширить количество собираемых моделей.
К 20-м годам на моргановских трех-колесниках продолжали устанавливать легкую раму и двухступенчатую трансмиссию, но появились и новинки - стартер, новые фары и передние тормоза (кстати, Morgan стала одной из первых фирм, кто установил тормоза спереди, исходя из анализа поведения машины на гонках). 1 января 1920 года появилась новая гоночная модель, кузов для которой создал капитан Альберт Болл (Albert Ball). В честь него ее назвали Morgan Aero. А спустя семь лет появилась модель Super Aero, с заниженным обтекаемым кузовом (заниженным - не в том смысле, что вы подумали).
Morgan Aero 2 Seater Sports 1926 года (фото с сайта http://www.dvca.co.uk/ ) -
Оригинальный размер: 900x599 - 171Kb
Дата 1 января 1933 года была ознаменована появлением совершенно новой модели трех-колесников - Morgan F-Series, которая была показана на выставке Olympia Motor Cycle Show. У серии F было изменено шасси, появился четырехцилиндровый двигатель Ford Sidevalve и нормальный радиатор, и самое главное - она оборудовалась изящным кузовом. Все это, плюс выпуск двух- (Morgan F2) и четырехместных (Morgan F4) моделей позволило стать серии F самой популярной и красивой моделью трех-колесных автомобилей в то время во всем мире. Позже, в 1937 году появилась и гоночная модель - F Super.
Morgan F2, 1935 год (фото - Alan Sharpe) -
Оригинальный размер: 1000x810 - 99Kb
Morgan F4, 1936 год (фото с сайта http://autoalmanach.ch/ ) -
Оригинальный размер: 1109x714 - 360Kb
Несмотря на успехи в продажах и гонках, начиная с 1930-х годов, Morgan стал проигрывать гонку конкуренции малолитражным четырехколесным автомобилям: они были схожи по цене, однако чуть более удобны для пассажиров и водителя. Модели вроде "Baby Austin" (Austin Seven, один из самых популярных маленьких автомобилей в Англии в 1920-1930-х годах) и четырехместной двухдверной Morris Minor от Morris Motors Limited стали потихоньку подпирать рынок cyclecar-ов. Последний трехколесный автомобиль Morgan (серии F) был произведен в 1952 году; это был последний трех-колесник от Morgan в XX-м веке.
Morgan 3-Wheeler, 2011
Через 59 лет наследник Morgan F2 (а можно сказать, что и Morgan Runabout) был представлен на Geneva Motor Show 2011 года. На него снова стали ставить мотоциклетный двухцилиндровый двигатель от американской компании S&S объемом 1983 куб.см и мощностью 82 л.с., что позволяет разгоняться до сотни за 5 секунд (тут еще надо учитывать новый легкий кузов - 550 кг), а максимальная скорость может составить 185 км/ч. Но не только этим 3-Wheeler похож на отца: по законам США, трехколесные автомобили приравниваются к мотоциклам, как и в Англии в начале 20-го века. Правда, сейчас покупать трех-колесники, а тем более, под маркой Morgan, станут явно люди не бедные (цена стандартной комплектации - 26 тысяч фунтов стерлингов), а потому говорить о победах поздно. Тем не менее, при начальном плане выпуска в 300 экземпляров, к концу 2014 года был создан уже 1000-й экземпляр Morgan 3-Wheeler - поток заказов превысил ожидаемый в три раза, и пока не иссяк.
Morgan 3-Wheeler Super Dry
Оригинальный размер: 1920x1080 - 263Kb
Morgan 3-Wheeler
Оригинальный размер: 1280x745 - 247Kb
Вид на приборную панель Morgan 3-Wheeler (фото с сайта http://nemihail.livejournal.com/ ) -
Оригинальный размер: 4896x3264 - 2.3Mb
Morgan 3-Wheeler и Morgan Roadster V6 (фото с сайта http://nemihail.livejournal.com/ ) -
Оригинальный размер: 4896x3264 - 3.6Mb
Тысячный экземпляр Morgan 3-Wheeler, подписанный по периметру кузова фамилиями 180 работников фабрики Morgan (фото с сайта http://www.morgan-motor.co.uk ) -
Оригинальный размер: 1200x745 - 281Kb
Drifting contest от Fifth Gear с участием Morgan 3-Wheeler и испуганного водителя -
Morgan EV3, 2016
В конце 2016 года планируется наладить мелкосерийный (впрочем, у Morgan других и не бывает) выпуск еще одного наследника, на этот раз с электродвигателем - Morgan EV3. Электромотор расположен не спереди, а на задней оси, и благодаря ему, трицикл полегчал почти на 100 кг - теперь он весит примерно 470 килограмм. Мощность электродвигателя - 101 лошадиная сила, а зарядки батарей хватает на 250 километров при движении с максимальной скоростью в 130 км/ч. Зарядить полностью EV3 можно за четыре часа с помощью электропорта, спрятанного за крышкой стилизованной под горловину бензобака панели.
EV3 - не первая электрическая модель от Morgan, первой была представленная в 2012 году на автосалоне в Женеве четырехколесная Morgan Plus E, основанная на Plus 8 с двигателем V8 от BMW. Однако, EV3 - первая модель с электродвигателем, которая пойдет в серию. Правда, "серия", возможно, звучит громко, так как один из директоров Morgan - Джонатан Уэллс (Jonathan Wells) отзывается пока о производстве очень осторожно: сначала, мол, мы полностью изучим технологию, потом выпустим 10 экземпляров для реальных покупателей, а там посмотрим уже, сколько заказов сможем осилить и будут ли они. То есть, моргановцы полностью подтверждают свой консерватизм (в хорошем смысле этого слова) и традиционность вкупе с неторопливостью. Что касается цены, то она не будет отличаться от стандартной бензиновой модели Morgan 3-Wheeler и составит от 26 до 28 тысяч фунтов стерлингов.
Morgan EV3 (фото с сайта http://www.autocar.co.uk ) -
Оригинальный размер: 900x596 - 60Kb
Morgan EV3 (фото с сайта http://www.autocar.co.uk ) -
Оригинальный размер: 900x596 - 105Kb
Салон Morgan EV3 (фото с сайта http://www.autocar.co.uk ) -
Оригинальный размер: 900x596 - 105Kb
Салон Morgan EV3 (фото с сайта http://www.autocar.co.uk ) -
Оригинальный размер: 900x596 - 94Kb
Директора Morgan также сообщают, что с 2019 года на фабрике Malvern factory будут выпускаться новые модели с гибридными и электрическими двигателями, и для их разработки инвесторы уже выделили 6 миллионов фунтов стерлингов. Это показывает, что в Morgan озабочены снижением вредных выбросов в атмосферу, а не только модой на электромобили. При этом, как и более ста лет назад, трехколесные автомобили еще вполне себе "на коне".
Занимательные ссылки по трехколесным автомобилям от Morgan:
1. http://www.morgan-motor.co.uk/history/ - Исторические страницы с фотографиями на сайте марки Morgan (англ.)
2. http://www.autocar.co.uk/car-review/morgan/3-wheeler - Обзор Morgan 3-Wheeler на autocar.co.uk (англ.)
3. http://www.morgan-motor.co.uk/mmc/newspages/1000th3wheeler.html - Рассказ о создании тысячного экземпляра Morgan 3-Wheeler (англ.)
4. http://www.autocar.co.uk/car-news/motor-shows-goodwood-festival-speed/all-electric-morgan-ev3-revealed - О планах выпуска Morgan EV3 на autocar.co.uk (англ.)
5. http://www.telegraph.co.uk/motoring/news/9675884/Three-wheelers-group-test.html - Совместный тест одиннадцати (!) британских трех-колесников на telegraph.co.uk