Maserati Birdcage на берегу залива Кармел на конкурсе 2014 Pebble Beach Concours d'Elegance: на переднем плане - Maserati Tipo 61, за ней - Maserati Birdcage 75th. На третьем плане виднеется концепт 1970-го года - Ferrari 512S Modulo Pininfarina X4797. Здесь он стоит в одном ряду с Maserati, так как был также разработан в ателье Pininfarina.
Оригинальный размер: 2000x1480 - 1.1Mb
Maserati Tipo 61 1959 года
Названием "птичья клетка" эта модель обязана выдающемуся инженеру Джулио Альфиери (Giulio Alfieri) - именно он придумал каркас кузова из более чем двухсот стальных трубок, благодяря чему вес этого каркаса не превышал 30 килограмм (!) и при этом он обладал необходимой жесткостью и прочностью. Первая модификация (по сути, прототип) была названа Tipo 60, но почти сразу же получила кличку "Birdcage", при этом она стала одной из последних моделей спортивных автомобилей с расположением двигателя спереди.
Первое появление Maserati Tipo 61 на трассе произошло в августе 1959 года, когда пилот "Формулы-1" Стирлинг Мосс (Sir Stirling Craufurd Moss) выиграл свою первую гонку. Этим он привлек внимание Ллойда Казнера (Lloyd Perry Casner), который в результате основал гоночную команду Casner Motor Racing Division, более известную как America Camoradi (Casner motor racing division), в которой участвовало три Maserati Tipo 61 на гонке 24 Hours of Le Mans 1960-го года. Правда, выиграть 24 часа ЛеМана мазерати так и не удалось из-за некоторых проблем с двигателем, но зато в 60-м и 61-м годах первые места были за ними в гонке "1000 километров Нюрбургринга" (1000 km Nürburgring).
Maserati Tipo 61
Оригинальный размер: 3600x2395 - 2Mb
Оригинальный размер: 1280x853 - 868Kb
Каркас кузова от Джулио Альфиери - "птичья клетка" -
Оригинальный размер: 1143x839 - 337Kb
Самой известной модификацией "клетки" стала Tipo 61 именно из-за своих гоночных успехов, а всего таких модификаций было 5. Все они имели каркас кузова от Альфиери и укомплектовывались дисковыми тормозами на все колеса и пятиступенчатой ручной трансмиссией. Различия касались, в основном, двигателя и самого кузова. На Maserati Tipo 60 был установлен двухлитровый четырехцилиндровый двигатель мощностью 200 л.с., причем он был расположен под наклоном в 45 градусов, чтобы уменьшить высоту капота и занизить центр тяжести автомобиля. Вес Tipo 60 составлял всего лишь 570 килограмм, а максимальная скорость - 270 км/ч. Maserati Tipo 61 получил уже 2.9-литровый четырехцилиндровый двигатель мощностью 250 л.с. (тоже наклоненный), при этом вес составил ровно 600 килограмм, а максималка - 285 км/ч. С Maserati Tipo 63 (куда делся индекс 62 никто не знает) начались модификации с расположением двигателя посередине, каркас при этом остался прежним - трубчатым. У Tipo 63 сначала был аналогичный Tipo 61 двигатель, а затем на нее стали ставить V12 от Maserati 250F, участвовавшей в "Формуле-1" 1957 года. Maserati Tipo 64 получил точно такой же V12, но вдобавок у нее был усовершенствован кузов - литые трубки стали гораздо тоньше и легче (не в ущерб жесткости и качеству), и этот кузов стали называть "Supercage" - "Сверхклетка". Последняя модификация, Maserati Tipo 65, была оборудована пятилитровым двигателем V8 мощностью 430 л.с., позволявшим достигать автомобилю скорости 350 км/ч. Такая модификация была построена в единственном экземпляре на шасси одного из Tipo 63.
Модели Tipo 63, Tip 64 и Tipo 65 разрабатывались в сложнейшее для Мазерати время финансовых проблем, позднее период разработки этих моделей даже назвали "кошмаром в истории Maserati". Джулио Альфиери пытался создать конкурентноспособный гоночный автомобиль, имея совершенно мизерный бюджет. У него в распоряжении было несколько двигателей, которые он пытался ставить на 10 разных шасси, собранных в стабильные времена, однако, когда первая версия Tipo 63 c кузовом от Tipo 61 и двигателем V12 показала результаты гораздо хуже, чем у Tipo 61, было решено построить "Supercage" для Tipo 64.
Maserati Tipo 61 на одной из гонок в США
Оригинальный размер: 1200x800 - 122Kb
Maserati Tipo 61
Оригинальный размер: 2102x1402 - 556Kb
Maserati Tipo 61 1961 года, номер шасси 2469 - этот автомобиль выиграл World Sports Car Championship Riverside California в США, за рулем был Билл Краузе (Bill Krause). Это была его первая гонка, а конкурентами были легендарные гонщики Дэн Гурни (Dan Gurney) и Стирлинг Мосс, которые выступали на Lotus 19s.
Оригинальный размер: 1024x680 - 114Kb
Maserati Birdcage 75th 2005 года
В 2005 году на автошоу в Женеве был представлен концепт Maserati Birdcage 75th, построенный в честь 75-летия фирмы Pininfarina, и названный так в честь, разумеется, Maserati Tipo 61. Разработан Birdcage 75th на гоночном шасси автомобиля Maserati MC12 GT1, и, в принципе, имеет очень много общих с ним составляющих, в первую очередь - двигатель Ferrari/Maserati F140 V12, который ставится также на Ferrari Enzo. Двигатель этот расположен посередине кузова, повернут на 65 градусов (тоже характерная наследная черта, напоминающая Tipo 61) и затюнингован так, что на выходе имеет мощность 700 лошадиных сил.
Maserati Birdcage 75th
Оригинальный размер: 1600x1200 - 319Kb
Оригинальный размер: 1280x851 - 423Kb
Кузов Birdcage 75th был разработан в Pininfarina под руководством Кена Окиямы (Ken Okuyama). Весь кузов выполнен из углепластика, а фонарь (назвать это дверью или лобовым стеклом как-то не получается), который открывается вверх и вперед, сделан из плексигласа. В конструкции используются два спойлера, которые поднимаются на высоких скоростях для стабилизации, а также отсутствуют зеркала заднего вида (впрочем, с такой плексигласовой крышей-лобовым стеклом они, видимо, и не нужны).
Интерьер Birdcage можно назвать технологичным, хотя некоторые привычные вещи, типа кондиционера и климат-контроля, отсутствуют. Кен Окияма при представлении модели обратил особое внимание на рулевое колесо, которое выполнено в стиле, напоминающем клавиатуру мобильного телефона. Также присутствует специальная bluetooth-гарнитура от Motorola и несколько внутрисалонных камер.
Интерьер Maserati Birdcage 75th
Оригинальный размер: 1024x768 - 139Kb
Maserati Birdcage 75th
Оригинальный размер: 1200x900 - 1.1Mb
Maserati Birdcage 75th c открытым капотом и фонарем
Оригинальный размер: 1280x728 - 206Kb
Сразу после представления, Birdcage 75th получила несколько наград, среди которых присутствуют "Best Concept" Женевского автосалона в 2005 году и лучший концепт на выставке "L'automobile più bella del mondo", тоже 2005 года.
Ссылки по "птичьим клеткам" от Maserati:
1. http://www.conceptcarz.com/vehicle/z11731/Maserati-Tipo-61-Birdcage.aspx - История создания Maserati Tipo 61, а также история некоторых шасси (англ.)
2. http://www.pininfarina.com/en/birdcage_75th/ - Рассказ о модели Birdcage 75th на сайте Pininfarina (англ.)
3. https://en.wikipedia.org/wiki/Maserati_Birdcage_75th - Birdcage 75th на википедии (англ.)