Вездеходы и участники экспедиции на плато Путорана (съемка с квадрокоптера) -
Оригинальный размер: 1000x537 - 96Kb
Где-то в лесотундре в окрестностях озера Хэкчекит (неподалеку от плато Путорана) -
Оригинальный размер: 1000x562 - 82Kb
Путь вдоль реки Арга-Сала (на границе Красноярского края и Якутии) -
Оригинальный размер: 1000x526 - 47Kb
Маршрут экспедиции на карте -
Оригинальный размер: 1002x668 - 33Kb
Подготовка к экспедиции началась, разумеется, с обширных тестов вездеходов "Шерп" (о нем, кстати, будет подробнее рассказано ниже, после фотографий из экспедиции), хотя он, в принципе, и так проявил себя как надежный снегоболотоход ранее. Были пройдены тест-драйвы на Кольском полуострове, в окрестностях Сургута, в Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областях. Также участники прошли различное обучение, несмотря на то, что все являются профессионалами в своей области и в области туризма (а ее руководитель - Алексей Гарагашьян и вовсе чемпион России по спортивному туризму), и умеют управлять вездеходом. Начало экспедиции было назначено на 14 апреля 2017 года, старт - в 4 часа утра в Архангельске - так как именно оттуда начинается "путь по маршруту без дорог". Вездеходов было четыре - два серийных "Шерпа" и два экспериментальных, затюнингованных специально под экспедицию, один - с трехосным прицепом-кунгом, в котором оборудована кают-компания и душевая кабина.
Самые занимательные точки маршрута в фотографиях
Разумеется, на протяжении 9000 километров за Полярным кругом встречаются интереснейшие и красивейшие места. В этом смысле участникам экспедиции можно позавидовать, ведь мало кто в своей жизни может оказаться, например, в заполярной части Якутии, настолько далеко и трудно туда добраться. Поэтому поглядеть на фотографии представляется очень интересным. Кстати, все они взяты с официального сайта экспедиции - http://navostok.ru/
Как пояснила в начале экспедиции ее координатор "на большой земле" Анна Голубева, путь до Норильска не должен составлять для экспедиции крупных проблем, и единственная сложность - преодоление крупных рек. А так, в целом, "Шерпы" могут идти еще по вполне целым "зимникам" (а в апреле в заполярье еще довольно прохладно и лед еще очень крепок), преодолевая в среднем за день по 50 километров.
Через 122 километра от старта - по старомезенскому тракту около деревни Кепино -
Оригинальный размер: 1000x667 - 350Kb
Преодоление первой на маршруте водной преграды - реки Кепины -
Оригинальный размер: 1000x750 - 483Kb
Первая остановка в городе Мезень -
Оригинальный размер: 1000x562 - 442Kb
Прием пищи в кунге - 25 апреля 2017 года -
Оригинальный размер: 1280x960 - 99Kb
На подступах к Нарьян-Мару, столице Ненецкого АО -
Оригинальный размер: 1000x667 - 73Kb
Нарьян-Мар. Как видно, до Норильска всего-лишь полторы тысячи километров...
Мощности экспериментального "Шерпа" с кунгом хватает и на то, чтобы выдернуть из снега Урал -
Оригинальный размер: 1000x666 - 178Kb
Недалеко от Воркуты: заметенный "Шерп" после ночной метели -
Оригинальный размер: 1000x666 - 121Kb
Утренняя диагностика машин перед выездом -
Оригинальный размер: 1000x562 - 86Kb
7 мая - прибытие в Воркуту -
Оригинальный размер: 1000x667 - 162Kb
Участники экспедиции изучают остатки ЖД-насыпи сталинской "стройки-501" под Салехардом -
Оригинальный размер: 1000x667 - 379Kb
На подъезде к Надыму -
Оригинальный размер: 5472x3648 - 1.1Mb
Законсервированная скважина около месторождения Месояха, примерно в 200 км от Нового Уренгоя -
Оригинальный размер: 1000x667 - 173Kb
25 мая 2017 года успешно преодолена граница Красноярского края, а заодно - и река Малая Хета -
Оригинальный размер: 1000x666 - 189Kb
Преодоление Енисея было сложной задачей. Ширина реки - 2 километра, по берегам - снежная каша, далее - крепкий лед, а в середине - судоходный канал, пробитый ледоколом, шириной, в среднем, 30 метров. Однако, задача была успешно решена -
Оригинальный размер: 1000x667 - 64Kb
На другом берегу Енисея, после преодоления, близ Дудинки -
Оригинальный размер: 1000x666 - 161Kb
В Норильске состоялась встреча с теми, кто следит за экспедицией, и просто жителями -
Оригинальный размер: 1000x562 - 268Kb
Слева - руководитель экспедиции Алексей Гарагашьян -
Оригинальный размер: 1000x666 - 197Kb
На выезде из Норильска - пейзаж мертвой лесотундры из-за выбросов металлургического комбината (см. фильм "Комбинат Надежда") -
Оригинальный размер: 1000x667 - 82Kb
Проход через тундру. До плато Путорана осталось всего ничего, на горизонте уже видна характерная гористая местность -
Оригинальный размер: 1000x667 - 96Kb
Движение вглубь плато Путорана, около горы Кульден -
Оригинальный размер: 1000x562 - 168Kb
9 июня 2017 года - проход через лес к озеру Кикта -
Оригинальный размер: 1000x667 - 97Kb
Движение по каменному руслу пересохшей реки к озеру Кутарамакан -
Оригинальный размер: 1000x667 - 77Kb
Подход к горе Богадиль...
Оригинальный размер: 1000x666 - 266Kb
...и фото с нее -
Оригинальный размер: 1000x666 - 249Kb
Пороги на фоне красот плато Путорана -
Оригинальный размер: 1000x667 - 239Kb
На льду Хантайского озера -
Движение через лес на "Шерпах" требует повышенного внимания и нагрузки на штурманов -
Однако вознаграждается отменным видом -
17 июня - озеро Дюпкун в самой глубине плато Путорана -
Оригинальный размер: 1000x667 - 106Kb
"Шерп" неплохо идет и по воде с тонким льдом -
Оригинальный размер: 1000x666 - 282Kb
И по открытой воде -
Оригинальный размер: 1000x666 - 285Kb
В начале 20-х чисел июня 2017 года экспедиции пришлось сделать вынужденную остановку на несколько дней в районе плато Путорана из-за сильного паводка.
24-го июня, когда вода начала спадать, начали движение по реке Курейке, однако по половодью удалось преодолеть всего 5 км за день -
Оригинальный размер: 1000x562 - 409Kb
"Восхождение" на вершину плато Путорана через распадок реки Бурдыкан. Путь на вершину плато (примерно 1200 метров) занял два дня -
Оригинальный размер: 1000x750 - 405Kb
К удивлению - поверхность вершины плато Путорана - это плоское грязное болото -
...изредка прерываемое каменистыми участками -
Оригинальный размер: 1000x667 - 205Kb
На плато Путорана экспедиция провела очень много времени - почти месяц - и не только из-за сложного рельефа, паводка, но также и из-за необходимости наслаждаться здешними красотами. Однако и плато подошло к концу - продолжается движение в сторону Якутии, по реке Хикчекит -
Оригинальный размер: 1000x667 - 230Kb
Видео, снятое во время преодоления плато -
Экспедиция продвигается в сторону поселка Ессей -
Оригинальный размер: 1000x667 - 146Kb
После Ессея начались бескрайние поля болот, под которыми - вечная мерзлота -
Оригинальный размер: 1000x523 - 170Kb
Экспедиция достигла поселка Оленек по одноименной реке -
Оригинальный размер: 1000x525 - 191Kb
Преодолев множество мелких и крупных рек после Оленька, достигли Жиганска -
Оригинальный размер: 1000x562 - 315Kb
После Жиганска основная сложность на маршруте - река Лена. Ширина ее в месте преодоления - около пяти километров. К счастью, в этом месте есть множество отмелей и даже островов, так что открытой воды пришлось "проехать" не более двух километров, и вездеходы смогли добраться до деревни Кыстатыам. Оттуда открывается путь на Верхоянск - следующую важную точку маршрута -
Середина августа - и экспедиция преодолевает реку Куоланда в районе Верхоянского хребта -
29 августа - подъем на один из склонов в окрестностях Верхоянского хребта -
Оригинальный размер: 1000x667 - 307Kb
Оригинальный размер: 1000x666 - 385Kb
В первых числах сентября экспедиция "На Восток" достигла Верхоянска -
Оригинальный размер: 1000x666 - 249Kb
После Верхоянска на маршруте встречаются довольно крупные отвалы, которые приходится преодолевать с лебедкой -
Оригинальный размер: 1000x666 - 366Kb
"Восхождение" на хребет Черского -
Оригинальный размер: 1000x666 - 353Kb
После преодоления хребта Черского, 7 сентября, пошел первый снег. Лето в заполярье крайне коротенькое...
Река Ойосордох с довольно сильным течением -
Оригинальный размер: 1000x667 - 191Kb
Погода уже совсем не похожа даже на осеннюю - а ведь сейчас всего-лишь середина сентября -
Впрочем, вскоре снова потеплело и экспедиция вышла к реке Индигирке -
Оригинальный размер: 1000x666 - 488Kb
В поселке Хонуу (он же Мом) -
Оригинальный размер: 1000x562 - 323Kb
Подъезд к реке Моме по отличной дороге -
Оригинальный размер: 1000x666 - 367Kb
Именно после преодоления реки Момы участники уверились в том, что экспедиция должна стать кругосветной. Во-первых, успешно преодолены сложнейшие точки заполярья - плато Путорана, хребты Верхоянский и Черского. Во-вторых, вездеходы "Шерп" показали себя отменными машинами. Изначально целью экспедиции было прохождение летнего маршрута вдоль полярного круга по России и доказательство того, что непрерывный вездеходный маршрут в условиях труднодоступного севера возможен. Поэтому и конечная точка экспедиции по первоначальному плану была выбрана несколько другой - ею должен был стать Петропавловск-Камчатский. В результате было решено изменить маршрут и закончить его на Чукотке, в Анадыре, с тем, чтобы далее перезимовать дома, на "Большой земле", а летом 2019 года начать второй, внероссийский этап экспедиции "На Восток!" - преодоление Берингова пролива и путь по проложенному маршруту через Аляску и далее.
С этой радостной мыслью команда экспедиции продолжила движение по маршруту и достигла Момского хребта -
После реки Зырянки начинается путь через ручьи на Колыму -
Река Седедема (она же Федотиха) -
Оригинальный размер: 1000x562 - 212Kb
Экспедиция покидает поселок Среднеколымск -
Оригинальный размер: 1000x562 - 163Kb
4 октября 2017 года. Памятное фото в поселке Ойусардах с местными жителями (разумеется, приезд вездеходов - большое событие в небольших поселках) -
Оригинальный размер: 1000x562 - 176Kb
Движение через поселок Ойусардах -
Оригинальный размер: 1000x562 - 148Kb
Преодоление очередного ручья (на Колыме их называют "Висками"), за 7 км до реки Колымы и пгт Черского -
Оригинальный размер: 1000x666 - 234Kb
Вид на пгт Черский с Колымы -
Оригинальный размер: 1000x562 - 128Kb
Дорога из Черского в Билибино - а это практически финальный участок маршрута - вполне удобна, но была отмечена метелью -
Оригинальный размер: 1000x666 - 150Kb
14 октября - остановка для памятного фото, до Билибино всего 177 километров по прекрасному заснеженному тракту -
Оригинальный размер: 1000x666 - 312Kb
До Анадыря осталось совсем немного - экспедиция движется по дороге к прииску Волунистый -
Финальная точка первого этапа экспедиции - Анадырь -
Таким образом, первый этап экспедиции "На Восток!" успешно закончен. На него ушло полгода, преодолено расстояние почти в 10 тысяч километров, при этом ни одной существенной поломки вездеходов "Шерп", повлиявшей на экспедицию, не произошло. И это учитывая всю сложность маршрута, по которому еще не проходило ни одно колесное транспортное средство.
При всем этом при преодолении десяти тысяч километров заполярья, сложнейших хребтов и крупных рек России, было поставлено несколько мировых рекордов -
1. Первое пересечение плато Путорана на колесной технике – 700 км за 39 дней.
2. Наибольшая продолжительность незакольцованного сухопутного маршрута в пределах одной страны без использования общественных дорог (10 000 км).
3. Наибольшая протяженность сухопутного маршрута за Полярным Кругом.
4. Первопрохождение на наземном транспорте внедорожного маршрута из Архангельска в Анадырь в условиях полярного лета (10000 км за 6 месяцев 12 дней).
Напоследок - отличное видео - нарезка кадров из экспедиции -
Конечно, экспедиция получилась абсолютно эпической. Но она еще не закончена! Так что будем ждать информации о маршруте второй части "На Восток!" и ее старта весной 2019 года!
Вся информация и фотки взяты с официального сайта экспедиции - http://navostok.ru/
Официальный сайт Алексея Гарагашьяна - http://garagashyan.ru/
Немного о "Шерпе"
Руководитель экспедиции "На Восток!" Алексей Гарагашьян, собственно, и является идеологом создания вездехода "Шерп", а также его основным конструктором, т.к. именно по его разработкам началось в 2012 году проектирование машины. Готовая модель была представлена на выставке в Москве Moscow Off-Road Show 2015, и с этого же года началось мелкосерийное производство "Шерпов" в Санкт-Петербурге.
Основной "фишкой" "Шерпа" являются его шины сверхнизкого давления, заполняемые выхлопными газами и пневмоциркуляционная подвеска: так как все колеса размерами 1600мм Х 600мм Х 25мм соединены в одну пневматическую систему воздуховодами, то при наезде одним колесом на препятствие, например, кочку, камень или корягу, воздух из него выдавливается в другие колеса. Таким образом обеспечивается проходимость препятствия, а заодно и "имитация" подвески - ход у "Шерпа" получается очень плавный, в отличие от других колесных и гусеничных вездеходов. Также колеса выполняют роль "гребцов" при движении по воде: они обеспечены специальным протектором с "лопатками", а кроме того - водоизмещение каждого колеса - 850 литров. Таким образом, "Шерп" "лежит" на воде с помощью колес, даже при полной нагрузке в тонну.
"Шерп" в Тверской области на одном из тест-драйвов перед экспедицией (фото - http://www.uazbuka.ru/models/vezdehod/sherp/test-drive-2017.html ) -
Оригинальный размер: 1600x1066 - 172Kb
Двигатель у "Шерпа" от японского трактора - четырехцилиндровый турбодизель Kubota V1505-t объемом 1.5 литра и мощностью всего-лишь 44 л.с., которых, впрочем, вполне хватает и для движения с максимальной скоростью 45 км/ч (6 км/ч - по водной поверхности), и даже для того, чтобы вытащить "Урал" из снега (см. одну из фотографий экспедиции выше).
Салон "Шерпа" разделен на две части - кабину, вход в которую осуществляется через небольшую дверку-аппарель и лобовое стекло, которые открываются вперед, в которой есть два места - для водителя и пассажира (и только у них есть ремни безопасности), и салон, в котором есть шесть сидячих мест, и они же - четыре лежачих. Кстати, у экспедиционных вездеходов входная дверка открывалась в сторону, а не по принципу аппарели.
Вид сзади в салон "Шерпа" (фото - http://www.kolesa.ru/article/po-reke-aki-po-suhu-testdrajv-vezdehoda-sherp-2016-01-08 ) -
Оригинальный размер: 995x550 - 450Kb
Так как огромные колеса "Шерпа" не могут поворачиваться, как у обычного автомобиля, а управляются с помощью фрикционов, как у гусеничной техники, то в кабине вместо руля присутствуют два рычага - соответственно для левой и правой стороны. Как и у трактора или танка - при подаче рычага на себя соответствующая сторона лишается тяги или подтормаживает (при более сильной подаче). Педалей - три: сцепление (на "Шерпе" стоит обычная механическая пятиступенчатая коробка передач), газ и педаль управления давлением в шинах.
Рычаги управления в кабине (фото - http://www.kolesa.ru/article/po-reke-aki-po-suhu-testdrajv-vezdehoda-sherp-2016-01-08 ) -
Оригинальный размер: 995x550 - 431Kb
Вид на педали (фото - http://www.kolesa.ru/article/po-reke-aki-po-suhu-testdrajv-vezdehoda-sherp-2016-01-08 ) -
Оригинальный размер: 995x550 - 509Kb
В кабине "Шерпа" стандартно устанавливается только видеокамера заднего обзора. Естественно, для нужд экспедиции в каждый вездеход были установлены дополнительные приборы: навигатор Garmin gpsmap 276cx, рация iCom с внушительной антенной, термометры для слежения за внешней и внутренней температурами, лебедка Warn; в кузове - отопитель Webasto, инвертор на 220V. Также были специально дополнительно утеплены и утолщены сиденья, т.к. апрель и октябрь в заполярье - месяцы весьма и весьма не теплые.
Стоимость серийной стандартной модели "Шерпа" немаленькая - 6.200.000 рублей. Однако, как показала экспедиция "На Восток!", проходимость и надежность вездехода этого, видимо, заслуживают.
Интересно, что во время рекламной компании "Шерпа", в 2016 году, было выпущено видео с испытанием его в условиях болотистой местности. Это видео быстро набрало более 5 миллионов просмотров - а такому числу может позавидовать даже топовый видео-блогер - и вездеход стал популярным не только в России, но и за рубежом, открыв поток предложений и заказов, с которыми инвесторы компании поначалу даже не знали, что делать.
Источники:
1. http://sherp.ru/ - Официальный сайт вездехода (там же его можно, естественно, и приобрести)
2. http://www.kolesa.ru/article/po-reke-aki-po-suhu-testdrajv-vezdehoda-sherp-2016-01-08 - Тест-драйв "Шерпа" от kolesa.ru
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B5%D1%80%D0%BF_(%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B4) - "Шерп" на википедии
Кратенький обзор аналогов "Шерпа"
Первым на ум приходит, конечно же, "Трэкол" (а если точнее - ТРЭКОЛ-39294) - трехосный вездеход на шинах сверхнизкого давления, основанный на агрегатах УАЗ и ГАЗ, который производится с 2008 года. Кузов у него - стеклопластиковый, вместимость - 8 человек. Двигатель - либо бензиновый ЗМЗ–4062, либо заказной дизельный Hyundai D4BF. Мощность ЗМЗ - 120 л.с., поэтому и скорость, по сравнению с "Шерпом" побольше - до 70 км/ч. "Трэкол" уже проявил себя как вполне надежный вездеход с возможностью плавания, так что его приобретают компании, работающие в труднодоступных и северных районах - такие, как Газпром и Роснефть. Также "Трэколы" пользуются спросом у МЧС и погранотрядов ФСБ. Поэтому "Трэкол" - самая крупносерийная машина из всех отечественных вездеходов.
"Трэкол" Роснефти (фото - http://girtek.ru/tekhnika/id84.html ) -
Оригинальный размер: 1200x800 - 998Kb
"Xpen" - этот вездеход, слегка напоминающий "Трэкол", собирают с 2010 года в Усинске два энтузиаста - Николай Евлампиев и Раджаб Хазбулатов (название "Xpen" произошло от их инициалов). Однако машина эта - не очередная "колхозная сборка", она сертифицирована в 2012 году и вполне штатно работает на обслуживании зимников в заполярье.
"Xpen" (фото - http://varandej.livejournal.com/819590.html )
Оригинальный размер: 850x595 - 250Kb
"Тром-8" (название произошло от реки Тромъёган) - вездеход с довольно оригинальным шасси - у него колеса вращает зубчатое колесо, установленное между основными траками. С 2009 года произведено 107 таких вездеходов, 85 из них - четырехосные, с двумя кабинами, остальные - двухосные (внешним видом напоминающие "Шерп"). Большинство произведенных "Тромов" работают при геологах и нефтяниках в Тюменской области.
Два варианта "Тром-8" на пересеченной местности (фото - http://varandej.livejournal.com/819590.html ) -
Оригинальный размер: 850x638 - 406Kb
Система привода "Тром-8" (фото - http://varandej.livejournal.com/819590.html ) -
Характерно, что большинство вездеходов, которые сейчас повсеместно используются в труднодоступных районах, начинали разрабатывать простые водители, туристы и просто люди, живущие и работающие в этих самых районах. При этом творения многих из них сейчас пользуются спросом и выпускаются серийно.