На первый взгляд попадание в музей было сложным: судя по карте в интернетах он расположен не в здании самого завода, а где-то напротив, сам завод находится не в центре города, а, как говорили злые языки, в самом плохом районе, плюс работает только по рабочим дням и в рабочее время. В реальности все оказалось гораздо радужнее, подтвердилось правило, что слушать никого не надо, а надо действовать.
В музей можно доехать из центра на метро, до станции Комсомольская (кстати, в нижегородском метро довольно холодно и большие интервалы между поездами, зато можно пройти через турникет по банковской карте). Выход со станции находится практически совершенно рядом с проходной завода ГАЗ, а музей - напротив через дорогу, в здании учебного центра ГАЗ-а.
Расположение музея на карте (м. Комсомольская) - http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=56.253734&lon=43.892505&z=17&m=b&show=/11180853/ru/Музей-истории-ГАЗ
Сам музей внутри, я бы сказал, насыщен советским духом и выглядит совершенно по-советски (в хорошем смысле этого понятия). Вход осуществляется со второго этажа (там же находятся и кассы, в которых, кстати, за фотосъемку придется заплатить отдельно), причем на втором этаже экспозиция состоит исключительно из плакатов, фотографий и небольших моделей автомобилей и носит историческую ценность. Сбоку в зале есть лестница на первый этаж, где, собственно и находится самое интересное - автомобили, но заметить ее довольно трудно (при мне после 15 минут осмотра фотографий на втором этаже один юноша жалобно произнес: "ну где же тачки-то?"), впрочем, возможно, преодоление подобных трудностей по задумке авторов музея должно закалять посетителей.
Эта веселенькая картина не встречает посетителей на входе, а наоборот, висит в самом дальнем углу музея, однако, мне захотелось поставить ее первой -
Оригинальный размер: 2000x1500 - 143Kb
Подобные плакаты с интересными фактами выставлены на первом этаже -
Оригинальный размер: 1500x2000 - 220Kb
Оригинальный размер: 2000x1500 - 185Kb
Оригинальный размер: 2000x1500 - 201Kb
Пластилиновая модель ГАЗ-М-20 "Победа" -
Оригинальный размер: 1500x2000 - 145Kb
Автомобильная экспозиция логично начинается с самых первых образцов техники, выпускавшейся на ГАЗ-е, так сказать с классики, которую узнает даже самый мелкий отрок:
Грузовик ГАЗ-АА образца 1932 года, он же - "Полуторка" (грузоподъемность - полторы тонны) -
Оригинальный размер: 2000x1500 - 147Kb
Трехосная версия полуторки - ГАЗ-ААА грузоподъемностью 2 тонны, начало выпуска - 1934 год -
Оригинальный размер: 2000x1500 - 182Kb
ГАЗ М-1, он же - "Эмка" -
Оригинальный размер: 2000x1500 - 179Kb
Оригинальный размер: 1500x2000 - 222Kb
Оригинальный размер: 2000x1500 - 215Kb
Оригинальный размер: 2000x1500 - 195Kb
Плакат с фотографиями создателей "Эмки" -
Оригинальный размер: 2000x1500 - 150Kb
ГАЗ-А 1932 года -
Оригинальный размер: 2000x1500 - 171Kb
Оригинальный размер: 2000x1500 - 195Kb
Оригинальный размер: 2000x1500 - 210Kb
Послевоенные, но не менее классические модели:
Шестиместный ГАЗ-12 (он же, до 1957 года - ЗИМ) -
Оригинальный размер: 2000x1500 - 144Kb
ГАЗ-М20 "Победа" -
Оригинальный размер: 2000x1500 - 163Kb
"Рабочий козел" советской армии и колхоза - ГАЗ-69:
Оригинальный размер: 2000x1500 - 220Kb
Оригинальный размер: 2000x1500 - 185Kb
ГАЗ-21 "Волга" (первой серии, с аутентичной звездой, причем, она, почему-то, стоит отдельно от выделенных в один ряд нескольких поколений "Волг") -
Оригинальный размер: 1500x2000 - 119Kb
"Волга" более поздней серии -
Оригинальный размер: 1500x2000 - 129Kb
Еще одна рабочая "лошадь" - грузовик ГАЗ-53-12 -
Оригинальный размер: 2000x1500 - 129Kb
"Инвалидка" ГАЗ М-18 - редкий вариант -
Оригинальный размер: 2000x1500 - 92Kb
Оригинальный размер: 1500x2000 - 95Kb
ГАЗ-51А весьма веселенькой расцветки -
Оригинальный размер: 2000x1500 - 189Kb
Оригинальный размер: 2000x1500 - 117Kb
Оригинальный размер: 2000x1500 - 181Kb
ГАЗ-63А в армейском исполнении -
Оригинальный размер: 2000x1500 - 232Kb
Оригинальный размер: 2000x1500 - 195Kb
Оригинальный размер: 2000x1500 - 216Kb
ГАЗ-66-11, он же "Шишига", он же "Шишка", бесил водителей удобством расположения ручки КПП (практически за спиной) -
Оригинальный размер: 2000x1500 - 181Kb
Оригинальный размер: 2000x1500 - 192Kb
Отдельный ряд "Волг" начинается с очередной классики - красной ГАЗ-24 -
Оригинальный размер: 2000x1500 - 212Kb
...и продолжается "овцебыком" ГАЗ-31029 с совсем неюбилейным номером, почему-то отмеченным на лобовухе - 529604 -
Оригинальный размер: 1500x2000 - 153Kb
ГАЗ-3102 "Волга" -
Оригинальный размер: 2000x1500 - 203Kb
Таблица типажей автомобилей ГАЗ, в которой более половины занимает, естественно, "Волга" -
Оригинальный размер: 2000x1500 - 111Kb
В середине зала отдельное, просторное и весьма почетное место, с инсталляцией, отдано "советскому джипу" ГАЗ-67Б -
Оригинальный размер: 2000x1500 - 199Kb
Парадный автомобиль ГАЗ-14-05 (с ручкой, чтобы маршал внезапно не упал) -
Оригинальный размер: 2000x1500 - 159Kb
Оригинальный размер: 2000x1500 - 136Kb
Оригинальный размер: 1500x2000 - 149Kb
Ближе к концу зала, в более темном месте (наверное, это сделано не специально), уже начинаются модели, произведенные после развала СССР:
ГАЗ-3105, но все еще тоже "Волга" -
Оригинальный размер: 2000x1500 - 177Kb
Пластилиновая модель ГАЗ-3105 -
Оригинальный размер: 2000x1500 - 119Kb
Прототип ГАЗ-3105 (о нем есть немного информации здесь - http://crazywheels.spb.ru/77.html ) -
Оригинальный размер: 2000x1500 - 222Kb
Существует байка о том, почему этот прототип был отклонен - говорят, когда Раиса Максимовна увидела эти модные заниженные стекла на дверях новой "Волги", то опешила и промямлила что-то вроде "а как же если в короткой юбке дама поедет - это что, коленки будут видны снаружи?"
Оригинальный размер: 2000x1500 - 106Kb
Различные эскизные и модельные вариации на тему "Газели":
Оригинальный размер: 2000x1500 - 115Kb
Оригинальный размер: 2000x1500 - 122Kb
Оригинальный размер: 2000x1500 - 97Kb
А вот и первый опытный образец "Газели" - ГАЗ-3302 -
Оригинальный размер: 2000x1500 - 118Kb
Снегоболотоход ГАЗ-3403 -
Оригинальный размер: 2000x1500 - 131Kb
Бронекорпус одного из танков времен ВОВ -
Оригинальный размер: 2000x1500 - 243Kb
Далее в экспозиции присутствует и БТР-80 (он немного виден сразу за корпусом танка на предыдущей фотографии), и ГАЗ-3111, и еще пара новых моделей (собранных в самом дальнем углу помещения), но, к сожалению, мой фотоаппарат в этот момент скуксился и отключился. Попытавшись снимать на телефон, я понял, что это совершенно бесперспективное занятие (как я уже говорил, самый дальний угол музея также является и самым темным), а поэтому фоток больше не будет. Однако, расстраиваться от этого не стоит - гораздо лучше взять и махнуть в Нижний и увидеть весь музей глазами своего собственного фотоаппарата.