Мне захотелось разобраться, что же именно мы видим на этих фотографиях, ведь в те времена гонки такого масштаба не могли пройти незамеченными, да к тому же их было вообще не так много. Оказалось, что в "этих ваших интернетах" содержится крайне мало информации о "гонках в арденнах", однако, приложив усилия, удалось кое-что найти - оказалось, что на фотокарточках мы видим так называемую "Арденнскую круговую гонку" (Circuit des Ardennes Auto Race) - автомотогонку, которая проводилась ежегодно с 1902 по 1907 годы на трассе "Бастонь" (Circuit de Bastogne) собственно в Бастони (Бельгия) - провинции на границе с Люксембургом, в Арденнских горах. Интересно также, что эта гонка оказалось первой крупнейшей гонкой, которая в то время проводилась на замкнутой трассе, а не по маршруту из одного города в другой.
Charles Jarrott, первый победитель гонок в Арденнах на обложке журнала La Vie Au Grand Air 1902 года
Впервые идею замкнутого круга для автопробега в Арденнских горах предложил барон Pierre de Crawhez. По задумке, длина трассы должна была составлять порядка 53 миль, однако позже он решил увеличить ее до 73 миль, и примерный маршрут стал таков: Бастонь (Bastogne) - Лонглье (Longlier) - Абе-ля-неф (Habay-la-Neuve) - Бастонь (Bastogne).
31 июля 1902 года была проведена первая гонка на трассе в Бастони - и победителем в ней стал англичанин Charles Jarrott на автомобиле Panhard 70 (чуть ниже я подробнее расскажу об автомобилях, участвовавших в гонках). Всего было преодолено 6 кругов. К началу второго тура Jarrott обогнал Pierre de Crawhez и вышел победителем в гонке, тогда как сам de Crawhez потерпел крушение, преодолев примерно одну треть всей дистанции. Все шесть изнурительных кругов (примерно 512 километров) Jarott преодолел за 5 часов 53 минуты, обогнав на девять минут Fernand Gabriel, который пришел вторым на авто Mors Z. Эта первая гонка проходила по правилам автогонок "Formula Libre", а в следующем, 1903 году, de Crawhez решил их немного поправить, причем так, что по новым правилам он мог претендовать на победу в случае, аналогичном произошедшему на прошлогодних гонках.
К третьей гонке в 1904 году трасса еще больше увеличилась в длину и на некоторых участках даже позволяла автомобилям развивать скорость до 100 километров в час - весьма впечатляюще для 1904 года. Теперь гонка ограничивалась пятью кругами и составляла 591 километр, а победитель George Heath преодолел это расстояние за 5 с половиной часов.
К сожалению, изменение и ужесточение правил гонки не пошло ей на пользу - если в первой гонке участвовало около пятидесяти автомобилей, то в гонке в Арденнах 1905 года было заявлено всего четырнадцать участников (из которых до финиша доехали всего восемь). С открытием в 1906 году гонки "1906 Grand Prix de lAutomobile Club de France" в ЛеМане, организованной автомобильным клубом Франции, было заявлено, что гонка в Арденнах 1906 года будет проведена еще два раза, при этом длина трассы будет увеличена аж до 961 километров. Как ни странно, эту дистанцию победитель прошел за такое же время, как и его предшественники - примерно за пять с половиной часов. В 1906 году победу впервые одержал бельгиец Arthur Duray на Lorraine-Dietrich, всего на полторы минуты обошедший француза Rene Hanriot на автомобиле фирмы Darracq. В 1906 году скорости автомобилей на гонке в Арденнах достигали уже отметки 130-140 километров в час.
Картина Эрнеста Монто (Ernest Montaut) - Arthur Duray лидирует в гонке в Арденнах 1906 года
В 1907 году было решено вернуть трассу к очертаниям 1902 года, но при этом поделить ее на две категории, которые будут выступать в разные дни - Kaiserpreis Formula (или "гонка на приз империи"), бельгийская гонка, проходящая по правилам немецких автосоревнований, которая будет проходить 25 июля; а двумя днями позже - собственно гран-при. В этом году в гонке участвовало всего 6 автомобилей, что, конечно, не добавляло интереса. Победителем стал Pierre de Caters на Мерседесе, причем его скоростные показатели и время были гораздо хуже, чем у победителей в прошлые годы.
Интерес к гонке иссяк и проводить ее более не имело смысла, однако, по сути, гонка в Арденнах дала ход автосоревнованиям на гран-при Бельгии, которые проводятся до сих пор.
Некоторые автомобили, участвовавшие в гонках в Арденнах в 1903 году
Автомобиль марки De Dion-Bouton
Оригинальный размер: 908x764 - 107Kb |
De Dion-Bouton - французский автопроизводитель, который выпускал автомобили с 1883 года. Фирма была основана маркизом Jules-Albert de Dion, Georges Bouton и его сводным братом Charles Trepardoux. Жорж и его брат Чарльз мечтали о создании парового автомобиля, а у маркиза были деньги, и в результате кооперации и возникла компания De Dion-Bouton, которая очень скоро стала одной из крупнейших автомобильных компаний во Франции. До 1904 года они выпускали паровые автобусы и автомобили, а также трехколесные велосипеды, параллельно, конечно, предлагая и двигатели внутреннего сгорания. В 1900 году они стали самой крупной автомобильной фирмой в мире (!), выпуская 400 авто и более трех тысях автодвигателей. В 1901 году была даже попытка выйти на американский рынок, но после выпуска в Бруклине нескольких автомобилей они получили в США имидж ненадежной фирмы, и кооперацию пришлось прекратить. Во время первой мировой войны, с 1913 по 1918 годы, De Dion-Bouton пришлось выпускать пушки и броневики наряду с обычными автомобилями. К концу войны фирма обанкротилась.
Автомобиль марки Darracq
Оригинальный размер: 908x812 - 103Kb |
Darracq 40hp на трассе Париж-Мадрид в 1903 году
Automobiles Darracq S.A. - тоже французская компания, основанная в 1896 году Alexandre Darracq, после продажи им компании по производству велосипедов Gladiator Bicycle. К 1905 году Darracq выпускает автомобили в Великобритании, Испании и Италии, а также начинает выпускать авиационные двигатели. Первый автомобиль с ДВС был выпущен фирмой в 1900 году. Он имел двигатель объемом 785 куб.см и мог выдавать до 6 с половиной лошадиных сил; продано было чуть менее сотни таких автомобилей. В 1902 году Darracq договорились с Адамом Опелем и стали выпускать автомобили в Германии по лицензии под маркой Opel Darracq. К 1903 году фирма предлагала четыре модели автомобилей разного литража: 1.1, 1.3, 1.9 и 3.8.
После первой мировой войны компания не обанкротилась, а наоборот, в начале 20-х годов объединилась с английскими компаниями Clement-Talbot и Sunbeam Motor Company, и в результате появилась Sunbeam-Talbot-Darracq, или STD Motors. В 1935 году STD Motors была выкуплена группой Rootes Group и марка Darracq исчезла с рынка.
Panhard Racer 1902 года
Оригинальный размер: 966x797 - 92Kb |
Компанию Panhard основали в 1887 году Rene Panhard и Emile Levassor, тогда она называлась Panhard et Levassor. Первым автомобилем, полностью созданным фирмой, был Systeme Panhard 1891 года - это был четырехколесный агрегат с двигателем спереди и приводом на задние колеса, стоил он в то время 3500 франков. Кстати сказать, такая компоновка заложила стандарт в автомобилестроение на многие годы вперед. С 1985 по 1903 годы на автомобилях марки Panhard было завоевано множество первых призов на очень многих гонках тех времен (в том числе и на первой гонке в Арденнах). Компания достаточно нормально пережила первую и вторую мировые войны, и выпускала пассажирские автомобили до 1967 года. После этого Ситроен полностью выкупил гражданское производство, и Панхард стал выпускать исключительно броневики для военных нужд.
Гонщики на автомобилях марки Ader
Оригинальный размер: 1280x840 - 241Kb |
Оригинальный размер: 1280x839 - 246Kb |
Ader - единственная модель автомобиля, которую выпускала с 1900 по 1907 годы компания Societe Industrielle des Telephones-Voitures Systeme Ader; придумал ее Clement Ader, талантливый инженер. Также этот автомобиль участвовал в гонках Париж-Мадрид 1903 года.
Автомобиль De Boisse французского автопроизводителя Denis de Boisse, который выпускал автомобили с 1901 по 1904 годы
Оригинальный размер: 1280x778 - 189Kb |
Гонщик на мотоцикле Sarolea
Оригинальный размер: 1280x841 - 251Kb |
Sarolea был первым бельгийским производителем мотоциклов, и одним из первых - в мире. С 1850 года на фабрике Joseph Sarolea в Бельгии выпускали оружие, а с 1892 года начали выпускать и мотоциклы. После 1984 года производством стал заниматься один из сыновей Джозефа, и успех компании пошел вверх. К концу 20-х годов фабрика производила до 50 машин в день. Во время второй мировой войны Бельгия была оккупирована фашистской германией, и производство мотоциклов сошло на нет.
Гонщик около мотоцикла марки Peugeot
Материалы по гонкам в Арденнах -
1. Краткая история (англ.) - http://themotorsportarchive.com/2010/08/18/speed-before-spa-the-circuit-de-bastogne/
2. Подборка фотографий блогера Humus с гонок 1903 года - http://humus.livejournal.com/3306196.html