Основателем бренда Monteverdi был Питер Монтеверди (Peter Monteverdi), который с начала пятидесятых владел унаследованным от отца автомагазином, который являлся дилером Ferrari, BMW, Lancia, а также в короткий период времени еще и дилером Jensen, Rolls-Royce и Bentley. На то время Питер был самым молодым дилером Ferrari в мире (в середине 1950-х ему было всего 20 лет). В то же время Монтеверди не оставляла идея строить свои собственные автомобили. В 16 лет он с разрешения отца создал в его гараже на базе аварийного Fiat 1100 модель Monteverdi Special - небольшой гоночный автомобиль для детей. Дальше, с середины 1950-х он создавал прототипы для гонок и картинги, которые продавались под маркой MBM (Monteverdi Basle Motoren), один из примеров - созданный очень ограниченной партией MBM Tourismo.
В 1965 году произошел раскол в отношениях между Монтеверди и Ferrari, и постепенно Питер пришел к решению оставить автомагазин и выпускать собственные роскошные спортивные автомобили класса gran turismo. Сначала он хотел воспользоваться уже привычной маркой MBM, но главный редактор швейцарского автожурнала Automobil Revue Роберт Брауншвейг (Robert Braunschweig) уговорил его использовать свою фамилию в качестве бренда, так как она более благозвучна, чем MBM и будет выглядеть более престижно. Кроме того, эта фамилия досталась Питеру от своего далекого предка - известного композитора Клаудио Монтеверди (Claudio Monteverdi, 1567–1643), так что ее "брендовость" была неоспорима. Так в 1967 году была основана компания Monteverdi.
Всего в период с 1967 по 1984 годы под маркой Monteverdi мелкосерийно было создано девять автомобилей разных типов, среди которых были роскошные спортивные купе, кабриолеты, люксовые внедорожники, представительский лимузин и эксклюзивные седаны.
Постер со всеми моделями фирмы Monteverdi
Оригинальный размер: 1600x1200 - 1.3Mb |
Monteverdi High Speed 375
Первым серийным автомобилем стал Monteverdi High Speed 375. Он оснащался американским двигателем V8 Chrysler Magnum 440, а кузов для этого автомобиля разработал известнейший итальянский дизайнер Пьетро Фруа (Pietro Frua). Позднее в производство также были запущены модификации кузова от кузовного ателье Fissore. Monteverdi в разные годы производства модели 375 предлагал несколько вариантов этого автомобиля - купе (к ним относились модификации 375L, 375S и 375 Berlinetta с короткой колесной базой), кабриолет (375C и, позже, Monteverdi Palm Beach), и красивейший представительский лимузин - 375/4.
Серия 375 несомненно установила стандарт производства для Monteverdi и позволила фирме выгодно представить себя на рынке, установив репутацию компании как производителя качественных люксовых спортивных автомобилей, и это несмотря на то, что все автомобили серии 375 были выпущены крайне малыми сериями. Точное число осталось неизвестным, но больше всего было произведено 375L, 15-25 экземпляров 375/4, а выпуск остальных модификаций и вовсе насчитывал не более десятка штук.
Monteverdi High Speed 375S (кузов от Carrozzeria Fissore), 1969 год
Оригинальный размер: 1024x768 - 437Kb |
Monteverdi High Speed 375S (кузов от Carrozzeria Fissore)
Оригинальный размер: 1024x768 - 700Kb |
Monteverdi High Speed 375L (кузов от Пьетро Фруа), 1968 год
Оригинальный размер: 2048x1536 - 1.4Mb |
Monteverdi High Speed 375L (кузов от Carrozzeria Fissore), 1969 год
Оригинальный размер: 1024x768 - 500Kb |
Интерьер Monteverdi High Speed 375L (кузов от Пьетро Фруа)
Оригинальный размер: 2048x1536 - 1.4Mb |
Monteverdi High Speed 375S Berlinetta 1972 года
Оригинальный размер: 2048x1536 - 2.4Mb |
Monteverdi High Speed 375S Berlinetta 1972 года
Оригинальный размер: 2048x1536 - 2.6Mb |
Monteverdi Palm Beach 1974 года
Оригинальный размер: 1024x768 - 104Kb |
Monteverdi Palm Beach
Оригинальный размер: 2048x1536 - 2.8Mb |
Monteverdi Palm Beach
Оригинальный размер: 2048x1536 - 2.7Mb |
Красавец Monteverdi High Speed 375/4
Оригинальный размер: 1200x806 - 234Kb |
Monteverdi High Speed 375/4
Оригинальный размер: 2600x1950 - 1.8Mb |
В 1968 году было также представлено небольшое спортивное купе Monteverdi 2000GT (GTI), опять-таки в кузове от Пьетро Фруа, но шасси которого, в отличие от серии 375, было основано на агрегатах фирмы BMW. Двухлитровый двигатель тоже был позаимствован у BMW. Питер Монтеверди планировал выпускать 2000GT серийно, но оказалось, что баварский концерн усмотрел в этом довольно серьезную конкуренцию и выступил против производсвтва.
Monteverdi Hai 450
Особое место в истории фирмы Monteverdi занимает спорт-купе Hai 450, которое было построено в двух вариантах: 450SS и 450GTS: фактически, это было революционное для тех времен спорт-хэтчбэк-купе, однако идея и воплощение остались сырыми. Monteverdi Hai 450SS 1970 года выпуска оснащался американским восьмицилиндровым 7-литровым двигателем Chrysler 426 Street Hemi мощностью 425 л.с., а Hai 450GTS - 7,2-литровым двигателем V8 Chrysler Magnum 440 (таким же, как и 375-я серия). 450GTS был длиннее SS на 50мм. Построено было всего четыре экземпляра - по два каждой модификации. К сожалению, покупателей на "акулу" (так переводится с немецкого слово "Hai") не нашлось, и Монтеверди пришлось законсервировать планы запуска модели Hai 450 в серию.
Monteverdi Hai 450SS 1970 года
Оригинальный размер: 2048x1536 - 572Kb |
Monteverdi Hai 450SS 1970 года
Оригинальный размер: 2048x1536 - 554Kb |
Monteverdi Hai 450GTS 1973 года
Оригинальный размер: 1280x960 - 310Kb |
Monteverdi Hai 450GTS 1973 года
Оригинальный размер: 1600x1200 - 946Kb |
Monteverdi Safari и Monteverdi Sahara
Во время топливного кризиса в начале семидесятых нечего было и помышлять о продаже спортивных люксовых купе - покупателей все равно не нашлось бы. Такие компании, как Iso Rivolta и Jensen, конкуренты Monteverdi, в конечном итоге сильно пострадали от этого кризиса. После 1975 года Питер Монтеверди решил сделать ход конем - производить люксовые внедорожники, конкуренты Range Rover, который как раз появился на рынке в начале семидесятых. Вдохновила его на эту идею модель International Harvester Scout - американский внедорожник, выпускавшийся с 1961 года в Индиане (США) - модель, фактически положившая начало новому типу автомобилей - Sport Utility Vehicle.
Всего Питером Монтеверди было создано две модели SUV на базе Scout-а - Sahara и Safari. Monteverdi Sahara 1978 года снаружи почти ничем не отличалась от International Scout - была слегка видоизменена решетка радиатора, бамперы, но основное отличие было внутри - был переделан салон, получивший лучшую отделку и множество мелких изменений, призванных поднять "люксовость". Из-за внешнего очевидного сходства со Scout-ом, Sahara не особо пользовалась популярностью, было продано всего несколько экземпляров.
International Harvester Scout II Rallye 1978 года
Оригинальный размер: 1200x800 - 191Kb |
Monteverdi Sahara
Оригинальный размер: 1280x960 - 422Kb |
В отличие от Sahara, Monteverdi Safari был переделан более серьезно, и внешних признаков того, что шасси все то-же - International Scout, найти было очень сложно. Продолжив сотрудничество с ателье Fissore, Питер Монтеверди заказал у них новый кузов - в итоге получился очень симпатичный внедорожник, который выглядел даже лучше Range Rover, и, разумеется, был дороже модели Sahara. На выбор предлагалось два двигателя - 5,6 и 7,2 литровые Chrysler, отлично зарекомендовавшие себя на других моделях Monteverdi. Safari, безусловно, стала самой успешной моделью Monteverdi, продажи бойко шли в Европе и особенно на Ближнем Востоке (где проблемы с топливом ощущались менее остро). Всего с 1976 по 1982 годы было продано более тысячи экземпляров Monteverdi Safari.
Monteverdi Safari 1977 года
Оригинальный размер: 2048x1536 - 2.3Mb |
Monteverdi Safari 1977 года
Оригинальный размер: 2048x1536 - 2.2Mb |
Monteverdi Safari и Monteverdi High Speed 375S Berlinetta (на прицепе)
Оригинальный размер: 1024x768 - 271Kb |
Кроме серийного Safari, Монтеверди также создал несколько прототипов - была попытка создать пятидверную версию Safari и полицейский вариант (в конце семидесятых был повышенный спрос на такие автомобили в Европе) - Monteverdi Safari "Antiterror". В 1976 году по заказу Британской фирмы British Leyland Монтеверди создал специальную версию четырехдверного Range Rover, который был успешно показан в Женеве в 1979 году и последующие два года выпускался небольшой серией (всего было сделано 167 экземпляров). Большинство этих рейндж-роверов было продано в Швейцарии, но несколько десятков было транспортировано в Англию, парочка из которых даже входила в кортеж королевской семьи.
Прототип Monteverdi Safari 4/5-door 1979 года
Прототип Monteverdi Safari "Antiterror"
Range Rover special edition "Monteverdi Design" 1980 года
В 1979 году была также попытка создать военную версию внедорожника для нужд швейцарской армии - было построено два прототипа - Monteverdi 230M и 250Z (гражданская версия военной машины, она была выкрашена в красный цвет, чтобы показать свою "демилитаризованность"). В серию, однако, они не пошли.
Слева: прототип Monteverdi 250Z, справа: Monteverdi 230M, 1979 год
Monteverdi Sierra
В те же времена, в середине семидесятых, Монтеверди открыл выпуск еще одной модели - Monteverdi Sierra. Донором шасси для этого автомобиля был Plymouth Volare, и, фактически, все, что было изменено - это кузов, который по традиции был изготовлен мастерской Fissore. На выбор предлагалось два двигателя Chrysler - 5,2-литровый мощностью 160 л.с. или 5,9-литровый мощностью 185 л.с. Стандартной предлагаемой моделью был седан, однако было произведено несколько кабриолетов и один автомобиль в кузове универсал. Всего с 1977 по 1982 год было произведено около 20 автомобилей Monteverdi Sierra.
Monteverdi Sierra
Оригинальный размер: 1280x960 - 1.3Mb |
Monteverdi Tiara
Модель Tiara косвенно можно назвать преемником Sierra. Она была основана на шасси Mercedes-Benz S-класса в кузове W126, причем опять-таки был изменен лишь кузов (точнее, передняя и задняя части, в целом при взгляде на Tiara линии мерседеса вполне угадываются), а салон, шасси и остекление были оставлены мерседесовскими. Двигатели тоже были оставлены родные - восьмицилиндровые 3,8 и 5,0-литровые от S-класса (от Mercedes-Benz 380SEL и 500SEL соответственно). В 1982 году Питер Монтеверди получил лицензию на продажу модели Tiara в Швейцарии у дилера Mercedes, но, к сожалению, продажи себя не оправдали: было создано всего три экземпляра Tiara.
Monteverdi Tiara 1982 года
Оригинальный размер: 1024x768 - 219Kb |
Monteverdi Tiara 1982 года
Оригинальный размер: 1280x853 - 199Kb |
Monteverdi Tiara (слева) и Mercedes-Benz 500SEL (справа, кузов W126)
Оригинальный размер: 1280x853 - 253Kb |
Интерьер Monteverdi Tiara
Оригинальный размер: 1280x853 - 171Kb |
Monteverdi Hai 650 F1
Несмотря на то, что в 1984 году компания Monteverdi фактически обанкротилась и прекратила все производство, в 1992 году была создана новая "Акула" - Monteverdi Hai 650 F1, прямой наследник Hai 450. В ней использовались компоненты от гоночных автомобилей, производимых Monteverdi для своей команды F1 Onyx-Monteverdi, а двигатель стоял 3,5-литровый Ford Cosworth Formel 1 V8 мощностью 477кВт (650 л.с.). В Европе этому автомобилю было запрещено ездить по общим улицам, поэтому модель позиционировалась исключительно как гоночная. Hai 650 F1, при весе около 850кг, имел максимальную скорость 335км/ч, и разгонялся до 200км/ч за 8 секунд.
Monteverdi Hai 650 F1 1992 года
Оригинальный размер: 1024x768 - 433Kb |
Бренд Monteverdi AG все еще существует как компания в Базеле; ее владелец - давний спутник жизни Питера Монтеверди Пол Бергер (Paul Berger). В 2013 году Пол распространил сообщение, что планирует построить новый автомобиль под маркой Монтеверди, который будет представлен по случаю 50-летия марки на Женевском автосалоне 2017 года.
Питер Монтеверди в 1998 году
Интересные ссылки по Monteverdi:
1. http://www.tobiasullrich.de/monteverdi/ - Все автомобили и прототипы Montevеrdi с фотографиями (англ.)
2. http://www.automobilrevue.ch/artikel/a/der-letzte-monteverdi.html - История Montevеrdi (нем.)
3. http://www.madle.org/emontemus.htm - Экскурсия в фотографиях по музею Montevеrdi (англ.)
4. http://www.autonavigator.ru/guides/foto/Monteverdi/ - Фотографии автомобилей Montevеrdi в хорошем качестве (англ.)
5. http://de.wikipedia.org/wiki/Automobile_Monteverdi - История Montevеrdi в немецкой википедии (более полная, по сравнению с английской и русской версиями) (нем.)