Пример современного катафалка - Queen II на базе Jaguar XJ от итальянского ателье Pilato S.P.A.
Оригинальный размер: 1800x1200 - 626Kb
Разумеется, услуги по прокату катафалков возникли с появлением первых движущихся экипажей: ателье по их разработке хотели заработать свои денежки на усопшем или его родственниках, и с другой стороны, сам усопший или его родственники, располагая средствами, тоже хотели, чтобы последний путь выглядел не по-нищебродски. Давайте посмотрим, что из себя представляли похоронные экипажи с начала двадцатого века.
1900 - 1930-е годы
К 20-м годам двадцатого века производством катафалков занималось довольно большое количество ателье, в автомобильных шасси для них тоже не было недостатка. Выпускались и совершенно прекрасные уникальные экземпляры похоронных экипажей, позволить себе которые могли только обеспеченные слои общества. Сконцентрировался и костяк фирм, выпускающих катафалки, таких, например, как Eureka Mfg. Co. и Sayers and Scovill.
Самая известная из фирм - Eureka ("Эврика" по-русски), была организована в 1871 году в городе Rock Falls в штате Иллинойс в США как фабрика по производству мебели для школ. Уставной капитал ее составлял 50 тысяч долларов США, а акционерами были четверо известных в Rock Falls состоятельных господ: Джон Галт (John M. Galt), М.А. Бан (M.A. Bunn), Джордж Трейси (George S. Tracy) и Томас Галт (Thomas A. Galt). Позже фирма также стала выпускать церковную мебель и сельскохозяйственные машины, и к середине 1880-х годов у нее были представительства уже в четырех штатах, кроме Иллинойса. В 1890 году Eureka заключила с правительством США успешный контракт на постройку нескольких сотен вагонов для доставки почты в удаленные уголки США и успешно его выполнила, а к 1900 году они стали входить в пятерку крупнейших фирм-производителей вагонов, производя до 5000 шасси в год. В 1908 году "Эврика" выпускала 76-страничный каталог, в котором рекламировалась движущаяся техника, начиная от велосипедов и заканчивая катафалками. В 1917 году Eureka выпускала катафалки на шасси фирмы Velie, а позже перешла на более популярные, такие как Dodge и Cadillac. Позже фирму прославило нововведение, которое заключалось в том, что гроб можно было загружать в катафалк прямо сбоку, а потом с помощью поворотного механизма он поворачивался в салон.
Контора Sayers and Scovill была образована в 1876 году в Цинцинатти (штат Огайо, США), они производили кузова для повозок и катафалков. Свой первый кузов для автомобиля они произвели в 1906 году, а позже, в 1942 году - стали проектировать автомобили для армии.
Старейшая модель катафалка на базе Кадиллака - 1916 Cadillac Carved-Panel Hearse от ателье A. Geissel and Sons. Панели кузова были украшены резьбой, а колеса украшали деревянные спицы. Деревянные панели в центре могли раздвигаться, открывая вид на окна, через которые скорбящие могли посмотреть на гроб и цветы.
Cadillac Carved-Panel Hearse, A. Geissel and Sons, 1916
Ford Model T Carved-Panel Hearse 1919 года. У этой модели интересно то, что сам кузов, где помещался гроб, был сделан отдельно в мастерской Sayers and Scovill еще для конных похоронных экипажей, а позже он был поставлен на шасси Ford Model T. Сейчас этот экземпляр находится в коллекции Mr. John Champagne, Elkton, Michigan
Оригинальный размер: 931x527 - 138Kb
Пример конного катафалка доавтомобильной эры - Sayers and Scovill Eight Column Carved Panel Hearse (аналог того, что был поставлен на Ford Model T)
Lorraine Twelve-Column Carved Panel Hearse 1920 года с двигателем Teeter-Hartley.
Henney Carved-Panel Hearse 1922 года.
Lincoln V8 M-17037, 1928 (фото Miguel Caballero Covian)
Испанский экземпляр катафалка на французском шасси от Latil "La Llorona" M-26637, 1928 (фото Miguel Caballero Covian)
Chevrolet hearse 1929 года в музее Pete Hall в Йоханнесбурге (фото Mr. P. Glynn Morris, Deerfield, Illinois)
Latil M-50555, 1930 (фото Miguel Caballero Covian)
Studebaker M-60954, 1934 (фото Miguel Caballero Covian)
Henney Arrowline Three-Way Hearse 1934 года
Packard V-12 Carved-Panel Hearse 1937 года, работа мастерской A.J. Miller-а, крайне редкий экземпляр, который можно увидеть в музее Canton Classic Car Museum, Canton, OH
LaSalle Carved-Panel Hearse 1939 года производства Eureka Coaches
1940 - 1960-е годы
Единственный сохранившийся до наших времен Cadillac Gothic Carved-Panel Hearse 1941 года авторства мастерской Джона Литтла (John Little). Произведенный в Онтарио, Канада, он до сих пор остается "на родине", а именно в коллекции Mr. Lloyd Needham, Ontario, Canada.
Аргентинский катафалк на базе Lincoln образца 1947 года
1954 Cadillac Landau Hearse от ателье Eureka
1958 Oldsmobile Comet Hearse
1962 Cadillac Miller-Meteor Hearse - эта модель стала известной после выхода "охотников за привидениями", в которых выступала под названием ECTO-1
В середине шестидесятых на катафалки появилась мода у серфингистов. Они были немного длиннее и объемнее обычных универсалов, и в них помещались и доски для серфинга, и сами серфингисты.
Тут, видимо, было столько желающих поехать внутри, что даже доски не поместились. Или же, доски специально прикрепили снаружи, чтобы все видели, что внутри живые или мертвые серфингисты:
Катафалк на базе Mercedes Benz 220SE 1964 года
1969 Mercedes-Benz W115 230/8
1970 - 1990-е годы
Cadillac Superior Crown Sovereign Funeral Coach 1970 года
Катафалк на базе ГАЗ-12 1971 года, работавший в Риге. К сожалению, это не заводская разработка, а просто любительская переделка.
Катафалк Volvo 245 (1974-1979)
Оригинальный размер: 946x603 - 239Kb
Крайне редкая модель (было создано всего четыре экземпляра) - Bayliff Packard Hearse 1979 года. Это творение рук Бада Бейлифа (Budd Bayliff), основавшего в конце семидесятых фирму Bayliff Coach Corporation, которая переделывала кузова стандартных моделей GM в ретро-стиле. Эти модели часто путают с автомобилями Stutz середины 70-х.
Рекламная брошюра фирмы Eureka 80-x годов, на которой изображена линия производства катафалков
Интересная модель в стиле полукабриолета - Eureka Cadillac Concours Town-Car Landaulet 1985 года. В фирме Eureka планировали выпустить два таких экземпляра, в основном, для выставок, однако на удивление получили большое количество частных заказов. В итоге модель выпускалась в течение нескольких лет.
Оригинальный размер: 822x527 - 101Kb
Buick Landau Hearse от Superior Coach Company производства 1986 года
Интерьер Buick Landau Hearse
Eureka Cadillac Concours Landaulet Endloader 1987 года
Eureka Buick Patrician Landaulet 1988 года
Оригинальный размер: 983x737 - 97Kb
Buick Hearse 1992 года - стандартная модель катафалка от Buick
Оригинальный размер: 900x675 - 236Kb
А вот похожая модель, но с увеличенным потолком, большими задними дверями и увеличенной базой - 1992 Buick Signature Series Hearse by Eureka Coach Company -
Mercedes-Benz E240 Coleman Milne Hearse - популярная в Англии модель 1998 года. Несмотря на то, что шасси осталось от E240, практически весь кузов был полностью переделан в мастерской. В отличие от американских катафалков тех времен, европейские модели, в основном, имели незакрашенное заднее стекло, чтобы на гроб с покойником можно было посмотреть.
Оригинальный размер: 1600x1050 - 164Kb
2000 - 2010-е годы
Катафалк Maserati Quattroporte 2008 года: отличный выбор для поездки
Оригинальный размер: 1024x652 - 155Kb
Катафалк Maserati Quattroporte во время похоронной процессии, внутри - гроб с телом польского президента Леха Качинского
Cadillac XTS coachbuilder hearse 2014 года
Оригинальный размер: 960x510 - 308Kb
Катафалк Cadillac Hearse с телом Нью-Йоркского полицейского Вэнцзяна Лю, январь 2015 года
Оригинальный размер: 962x578 - 159Kb
Похоронный ГАЗ-63 на выставке современной погребальной культуры в Москве, 2014 год
Оригинальный размер: 1000x666 - 156Kb
Кстати сказать, такие выставки пока в России происходят не очень часто. А музей погребальной культуры, очень достойный упоминания - вообще существует в единственном экземпляре в Новосибирске ("Новосибирский Музей Мировой Погребальной Культуры"). Кстати, там тоже представлено несколько катафалков -
В США же существует целая ассоциация любителей катафалков (похоже, там вообще относятся к чужой смерти немного проще), которая с 1996 года на регулярной основе проводит выставки и встречи любителей и владельцев катафалков - HearseCon. Вот, к примеру, несколько фотографий с HearseCon-2013:
Оригинальный размер: 936x702 - 578Kb
Оригинальный размер: 936x702 - 416Kb
Оригинальный размер: 936x702 - 584Kb
Интересные ссылки с информацией по катафалкам разных фирм:
1. http://www.coachbuilt.com/bui/e/eureka/eureka.htm - Подробная история фирмы Eureka Mfg. Co. (англ.)
2. http://linux.hearse.com/pa/index.html - Вместительный каталог американских катафалков с 1916-го года (англ.)
3. http://darkdissolution.blogspot.ru/2010/05/hearse-evolution.html - Статья об эволюции катафалков с начала 20-го века (англ.)
4. http://www.hearseclub.com/mainpage/home3.htm - Denver Hearse Association (англ.)
5. http://musei-smerti.ru/ - Новосибирский Музей Мировой Погребальной Культуры