Каждый год, начиная с 1953, на автошоу в Турине выставляли новый концепт - BAT 5, 7 и 9.
Оригинальный размер: 1400x1050 - 265Kb |
Bertone Alfa-Romeo BAT 5 (1953)
Первым концептом для Альфа-Ромео стал Бертоне BAT 5. Дизайн его был разработан исходя из авиационных наработок в аэродинамике - формы были максимально сглажены, чтобы уменьшить сопротивление на больших (более 120км/ч) скоростях, передние и задние колесные арки были закрыты, чтобы избежать потерь при повороте колес, а в задней части были сделаны подобия "крыльев", которые помогали уменьшить завихрения воздуха.
Bertone Alfa-Romeo BAT 5
Оригинальный размер: 1600x1200 - 308Kb |
Как оказалось на практике, подобные чисто кузовные решения помогли этому автомобилю достигать скорости до 200км/ч при стандартной мощности двигателя, ставившегося на него, в 100л.с. Конечно, это достигалось не только засчет аэродинамики. Машину пришлось сделать очень легкой - 1100кг, также пришлось наклонить боковые стекла на 45 градусов по отношению к дверям.
Нужно ли говорить, что цель, поставленная Альфа-Ромео перед Бертоне, была достигнута - автомобиль не только отлично разрешил большинство аэродинамических вопросов, стоявших перед инженерами, но и проявил отличную динамичность и устойчивость на скоростях более 150км/ч. Более того, был достигнут недостижимый ранее на автомобилях коэффициент аэродинамического сопротивления - 0,23. На Туринском автошоу в 1953 году он произвел фурор одним своим видом, и особенно решением задней части - стеклом, разделяющимся посередине стойкой и крыльями, грациозно загнутыми к стеклам.
Bertone Alfa-Romeo BAT 7 (1954)
Через год, в 1954, там же, на Туринском автосалоне была представлена вторая модель серии - BAT 7. По своей сути, она была прямым продолжением BAT 5, доводя достигнутые на первой модели результаты до идеала.
Bertone Alfa-Romeo BAT 7
Оригинальный размер: 2000x1477 - 2.2Mb |
В этой модели основное внимание в Бертоне уделили именно аэродинамическому поведению крыла. На практике это вылилось в увеличение площади "крыльевых отливов" с обоих сторон задней части кузова BAT 7. Передняя часть была еще больше занижена по сравнению с первой моделью, а выступы, где у обычных автомобилей располагались бы фары, были еще более выдвинуты вперед, напоминаяя самолетные носы. Благодаря всем этим дополнениям, удалось достигнуть коэффициента аэродинамического сопротивления в 0,19.
Интересно, что в том же 1954-м году в Турине выставил свой аэродинамический прототип и Fiat - это был Fiat Turbina. На нем был установлен газотурбинный двигатель мощностью 300л.с., и именно он установил рекорд коэффициента - 0,14. Однако, по дизайну зрителям больше понравился BAT 7, а не Turbina, к тому же, этот концепт Фиату пришлось забросить, т.к. газотурбинный двигатель расходовал огромное количество топлива и быстро перегревался на больших оборотах.
Fiat Turbina (1954)
Оригинальный размер: 1600x742 - 183Kb |
Bertone Alfa-Romeo BAT 9 (1955)
Казалось бы, все инженерные задачи были решены и технические вопросы сняты. Однако, оставались дизайнерские решения. Необходимо было приблизить дизайн аэропрототипов к существующему дизайну Альфа-Ромео. И в Бертоне это успешно осуществили, выпустив в 1955 году концепт BAT 9.
Bertone Alfa-Romeo BAT 9
Оригинальный размер: 1280x853 - 438Kb |
Немного в ущерб аэродинамике, в дизайне задней части почти самолетные крылья, изгибающиеся друг к другу, были заменены на два почти прямых металлических небольших крылышка, сильно напоминающих заднюю часть американских автомобилей тех и более поздних времен. В Бертоне решили сделать концепт в авторитетном дизайне Альфа-Ромео, отказавшись от творческих крайностей двух предыдущих моделей.
Оригинальный размер: 1280x960 - 284Kb |
Оригинальный размер: 1811x1035 - 464Kb |
Оригинальный размер: 2048x1536 - 810Kb |
Bertone BAT 5, 7, 9 в Top Gear
Bertone Alfa-Romeo BAT 11 (2008)
В 2008 году, в Женеве на частном показе представили еще один прототип от Бертоне - BAT 11. Он был создан Alfa Romeo и Bertone на основе спорткупе Alfa Romeo 8C Competizione. В дизайне угадываются осовремененные характерные черты всех трех прототипов BAT - 5, 7 и 9. Его решили не показывать на официальном автошоу в Женеве, потому что он был сделан по спецзаказу частного энтузиаста Gary Kaberle, который позже выставил его на Meadow Brook Concours d'Elegance в США. Жена Gary Kaberle и дизайнер BAT 5, 7 и 9 Franco Scaglione скончались от рака, и на одном из автошоу в Детройте показ BAT 11 был приурочен именно к этим трагичным событиям. Кроме того, в отличие от трех моделей пятидесятых годов, BAT 11 является по сути макетом кузова с настоящим интерьером, шасси и дверями.
Alfa Romeo 8C Competizione
Оригинальный размер: 3000x2001 - 598Kb |
Bertone Alfa-Romeo BAT 11
Оригинальный размер: 2144x1424 - 923Kb |
Оригинальный размер: 1200x800 - 392Kb |
Оригинальный размер: 1600x1066 - 462Kb |